|
|
27 декабря 2013 года в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга (ул. Марата, 72) состоялась четвертая лекция из цикла «Космизм в философии, науке и искусстве», посвященная жизни и творчеству Н.К.Рериха. Лекцию и презентацию «Космизм живописи Н.К.Рериха» провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александрова.
Художественное творчество является одной из самых ярких и удивительных граней выдающегося человека – художника, мыслителя, путешественника, ученого, всемирно известного общественного деятеля – Н.К.Рериха. Искусство Николая Константиновича, также как и все другие сферы его обширной деятельности, пронизаны космическим мироощущением. Н.К.Рерих и М.К.Чюрленис стояли у истоков формирования космизма в художественном творчестве России на рубеже XIX – XX веков. Николай Константинович считал, что подлинное искусство, несущее в себе красоту и духовность, приближает людей к постижению сути вещей, к познанию Космической Реальности.
Н.К.Рерих был величайшим художником, создавшим целый прекрасный мир, названный современниками «Державой Рериха». Этот жизнеутверждающий мир Красоты и Света, который Мастер принес в дар человечеству, одухотворен космическим дыханием, несет в себе Красоту, идеи и образы Высших миров.
Николай Константинович отличался одной редчайшей особенностью, которая свойственна людям очень высокого уровня сознания – синтетическим, целостным подходом к самым разным областям своей деятельности, включая художественное творчество. В лекции были рассмотрены проявления синтеза в светоносном искусстве выдающегося Мастера – необычайное многообразие форм изобразительного искусства, к которым обращался художник, широчайший охват тем, идей и образов, направленных на утверждение общечеловеческих, гуманистических идеалов, глубокий реализм и символизм его живописи, обращенные к выявлению действительности и скрытой сущности вещей и явлений и др.
Великолепное воображение и необыкновенная интуиция, нередко переходящая в пророческий дар, позволяла Н.К.Рериху проникать своим духовным зрением в прошлое и будущее, переносить его на свои полотна и делать их исторически убедительными. Художник создал уникальную серию полотен - «Славяне», повествующую о древней жизни наших предков и передающую во всем богатстве ушедшую в небытие культуру. Полотна, написанные Н.К.Рерихом накануне Первой и Второй мировых войн, предупреждали человечество о грядущих бедствиях и были названы современниками «пророческими».
Присущие большинству произведений художника яркие насыщенные, звонкие краски выражают одну из главных его идей: «Через цвет звучит приказ будущего. Все серое, черное и мрачное, туманное уже достаточно затемняло человеческое сознание. Каждый должен снова подумать о ярких блестящих оттенках, которые всегда знаменуют эпоху возрождения». Николай Константинович был мастером превращения красок материальных в сияния цветов космических. Все эти необычайные качества Рериха-художника с особой силой воплотились в его знаменитой гималайской серии картин.
Сын художника С.Н.Рерих писал: «Если у вас есть картина Николая Рериха, вы владеете не только прекрасным произведением искусства – прекрасным по замыслу, прекрасным по композиции, прекрасным по исполнению и цвету, но вы владеете чем-то много большим, чем все это. Вы владеете запечатлёнными на полотне мыслями и аурой мастера, самим его присутствием, которое излучается на зрителя и подымает его в тот более высокий план бытия, на котором постоянно пребывал сам Николай Рерих».
|