|
|
22 ноября 2013 года в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга (ул. Марата, 72) состоялась третья лекция из цикла «Космизм в философии, науке и искусстве», посвященная жизни и творчеству группы художников ХХ века «Амаравелла». Лекцию и презентацию «”Амаравелла”. Вещие крылья Красоты» провела искусствовед Царева Мальвина Валерьевна.
«Именно, высший принцип Огня утверждается в Космическом Творчестве, как главный стимул… Именно, тонкое сознание Космоса открывает каждую новую ступень. Неуловимое сегодня будет слышимо в будущем, и будет зрим Тонкий Мир. Когда дух и сердце преисполнятся устремления, когда человечество примет закон существования Миров, тогда можно будет начать расширять сознание. Сам человек объединяет Миры своим сознанием. Так на смену узкого горизонта идет великое время. Так Наше утверждение великого Огненного Права даст великую Огненную Эпоху. Эта великая Эпоха должна преобразить лик планеты…!».
Эти пламенные строки, вошедшие в Учение Живой Этики, можно поставить эпиграфом к жизни и деятельности в России первого художественного объединения художников-космистов «Амаравелла».
На заре ХХ века, в начале 20-х годов, в пространстве России шел интенсивный процесс формирования космического сознания, который охватил все области познания – искусство, науку, философию.
Набирала темп начавшаяся в конце XIX века Духовная революция, нарастал сложный процесс расширения сознания, который мощно вторгался в каждую область творчества человека. Ведущая роль в этом процессе принадлежала искусству. Именно тонкие грани искусства впервые отобразили огненную энергетику возникающей Новой Красоты.
Эта Новая Красота с особой силой ярко проявилась в живописных полотнах художников, объединившихся в группу под удивительным названием «Амаравелла», в которую вошли Петр Петрович Фатеев, Вера Николаевна Пшесецкая (Руна), Александр Павлович Сардан, Сергей Иванович Шиголев, Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, Виктор Тихонович Черноволенко. Они были одними из первых, чье творчество стало началом преображения самого искусства, которое стремилось выйти из трехмерного пространства Земли в многомерность Космоса. Освоив и творчески преломив новый живописный язык, “Амаравелла” заговорила на нем о великих мировоззренческих проблемах - о месте человека во Вселенной, о творческой эволюции разума, о смерти и бессмертии.
История создания творческого содружества «Амаравеллы» началась со встречи Б.А. Смирнова-Русецкого и П.П. Фатеева на выставке революционных художников в Москве в 1922 году. В 1924 году в него вошли Александр Сардан и Вера Пшесецкая, в 1926 - Сергей Шиголев, последним в 1927 году присоединился Виктор Черноволенко.
Решающее и мощное влияние на мировоззрение и творчество художников «Амаравеллы» оказала их встреча с Николаем Константиновичем Рерихом. Эта встреча состоялась в 1926 году, когда в июле Николай Константинович, Елена Ивановна и их старший сын Юрий Николаевич отклонились от маршрута Центрально-Азиатской экспедиции и прибыли с визитом в Москву, выполняя важную миссию по заданию Учителей Востока.
«Их встреча с великим Мастером была предопределена и неизбежна. Ибо это была встреча с судьбой, которая определила путь и дальнейшее творчество всех пятерых» – отмечает исследователь творчества Н.К. Рериха Л. В. Шапошникова в своей книге «Тернистый путь Красоты».
Кроме Смирнова-Русецкого Н.К. Рерих встретился с Фатеевым и Сарданом. Беседы с Рерихом вдохновили художников и открыли им новые горизонты видения мира. Он говорил с ними о расширении сознания, о влиянии энергетики Инобытия на эволюцию земного человечества, о закономерностях развития Красоты и особенностях наступившего этапа Космической эволюции. От него они узнали об Учении Живой Эти¬ки. Николай Константинович подарил им изданные тогда две первые книги Живой Этики – «Зов» и «Озарение». Художники были захвачены космичностью новой философской системы и горизонтами творчества, которые она открывала перед ними.
Н.К. Рерих пригласил художников принять участие в международных выставках в Америке, которые прошли в 1927- 1928 гг. в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке и в Чикаго. Впервые «Амаравелла» представляла художников Советской России, что происходило на фоне живописного мастерства знаменитых художников Америки, Франции, Японии, Индии, Германии, среди которых были такие имена как Поль Гоген и Рокуэлл Кент.
Анализируя творчество «Амаравеллы», писатель и искусствовед Л.В. Шапошникова пишет: «Они вышли из недр Серебряного века, ими владели идеи Духовной революции, и зарождавшееся тогда космическое мироощущение полностью занимало их воображение и направляло кисть…Все пятеро как бы представляли собой тот таинственный мост, который соединял уходящую Красоту с Новой, нарождавшейся». «Н.К.Рерих как бы передал художникам «Амаравеллы» эстафету Новой Красоты, нового представления о теургическом искусстве и о грядущем Преображении человечества».
Художники «Амаравеллы» многопланово использовали в своем творчестве свет и звук. Звук изображался на полотне ритмами форм и линий. Звук, цвет и свет, сливаясь на их полотнах в яркий синтез, создавали эффект мощной теургической силы Преображения материи. Впервые на холсте выявлялись черты будущего ; впервые с художественной убедительностью и глубиной перед зрителем предстали картины космической деятельности разума; впервые искусство дерзнуло отобразить своими средствами другие миры - с иными условиями, чем на Земле, с иными законами прекрасного.
Понятие расширения сознания, проходящее через всё Учение Живой Этики, стало для художников «Амаравеллы» программным. Расширять сознание, считали они, это значит вырабатывать у себя космическую точку зрения; быть готовым к новизне научных и художественных истин; смотреть в глубину явлений, прозревая скрытые планы и уровни инобытия; прослеживать причинно-следственные связи далеко в космической бесконечности; осуществлять синтез каналов восприятия, видя звуки и слыша краски.
Линия духовной преемственности связывала членов «Амаравеллы» с мощными пластами творчества таких художников, поэтов и музыкантов, как Чюрленис, Врубель, Кандинский, Вагнер, Бетховен, Скрябин - тех творцов, в работах которых уже пробивались первые ростки космического мироощущения. Особое место в их творчестве занимала музыка, которая формировала в них образы Новой Красоты, новую эстетику самого художества.
Озарения, возникающие из глубины внутреннего мира самих художников, опережали научные открытия и философские нахождения. Выдающиеся русские ученые, ученые-философы, такие как В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, П.А.Флоренский в своих исследованиях подтверждали то, что образно передавали в своих произведениях художники «Амаравеллы».
«Наука еще только подходила к моделированию новой Вселенной, к исследованию еще неизвестных ей физических процессов, а на полотнах «Амаравеллы» уже пылали краски, переливались новые космические формы, серебрились причудливые линии таинственной энергетики и преображенный человек, свободный и утонченный, творил Новый мир, - пишет в своем труде «Тернистый путь Красоты» Л.В.Шапошникова. - На таких картинах невидимое становилось видимым, непроявленное – проявленным, неизвестное – известным. все Мироздание представало во всем своем гармоничном богатстве и разнообразии как некое цельное произведение искусства, созданное Великим Художником в зовущих и непостижимых измерениях Космоса».
Однако расцвет творчества «Амаравеллы» пришелся на трудное и противоречивое время в истории России, когда старое мировоззрение и новое космическое мироощущение сошлись в жестоком противостоянии. Но, несмотря на это, своим ярким и высоким искусством художники успели утвердить и новые идеи космизма, и новый живописный язык, и новую Красоту Нового Мира.
У каждого художника «Амаравеллы» был свой почерк и была своя судьба.
Эстетика и творчество «Амаравеллы» на начальной стадии формировались под влиянием идей и мировоззрения П.П. Фатеева (1891 – 1971). Именно Фатеев объединил вокруг идеи «космической живописи» большинство художников будущей группы. Его встречи с Н.К.Рерихом обогатили его мировоззрение идеями Учения Живой Этики. С этого момента все творчество художника было наполнено ее космизмом - идеями об энергии космического огня, о беспредельности вселенной, об эволюции жизни в многомерном пространстве Космоса. Им были созданы первые картины, посвященные теме проникновения человека в дальний Космос — теме, которой художник остался верен всю жизнь.
Загадочен и прекрасен был мир творчества С. И. Шиголева (1895 - ?), разделившего трагическую судьбу миллионов своих соотечественников — художник лежит в одной из братских могил Гулага. С.И. Шиголева в наибольшей степени коснулось воздействие идей космонавтики и космофизики. Его устремленность к этой теме стала главной причиной появления в 1927 году поистине уникального в мировом искусстве цикла «Космос». Новаторскими были сюжеты его картин, уникальной - попытка передать средствами живописи состояние невесомости.
Ярким и неповторимым художником был А.П. Сардан (1901 – 1974), в произведениях которого отразилось художественное предчувствие космической эры. В творчестве Сардана сочетались научные предвидения с удивительной музыкальной одаренностью и редкой способностью восприятия космических ритмов и вибраций. Эту особенность творческого таланта Сардана ощутил Рерих и отметил художника, выделив его среди остальных мастеров «Амаравеллы». Начинающий композитор школы Скрябина, виртуозный график, знаток восточной и европейской культур, Сардан интересовался и новейшими открытиями в области науки. Уникальный сплав знаний и увлечений помог ему ввести в искусство ряд космогонических тем и сюжетов таких как «Симфония радиации Земли» (1923), «Маяки Земли и сигналы из космоса» (1926), «Микродинамика пространства» (1935).
Судьба В.Н.Пшесецкой ( Руны) (1879— 1945/46), единственной женщины в «Амаравелле», наименее извест¬на. Художественное наследие этой замечательной женщины погибло почти полностью - сохранилось лишь пять ярких и своеобразных портретов ее работы, посвященных членам “Амаравеллы”, в жизни которых она так много значила.
Творчество художника В.Т. Черноволенко ( 1900 – 1972) поистине неисчерпаемо. Его кисти принадлежат более трёхсот картин, каждая из которых отражает грани Великих тайн Космоса - сотворение мироздания, эволюцию человека и Космоса, красоту и совершенство иных миров, энергетику мысли. Им были созданы картины, посвященные семье Рерихов. Н.К. Рериху художник посвятил картину «Святыни», Е.И.Рерих - замечательное полотно «Торжество», Ю.Н.Рериху - картину «Сокровище». Исследователь творчества Амаравеллы Л.В.Шапошникова утверждает: «Виктор Тихонович Черноволенко за свою трудную и непростую жизнь сумел создать сотни великолепных картин, наполненных новой неземной Красотой и мирами, похожими на волшебные сказки. Материя этих миров была тонкой и прозрачной. Она светилась, складывалась в нездешние изысканные формы, которые казались многомерными, – столь высоко было художническое искусство Черноволенко. В нем жил теург, подошедший вплотную к пространству подлинного космического творчества».
Самый молодой из художников «Амаравеллы», Б.А. Смирнов-Русецкий (1905—1993), смог дожить до нового перелома в истории своей страны. В его жизни Н.К.Рерих сыграл особую роль. Для Смирнова-Русецкого Рерих. и его творчество стали олицетворением глубинных основ космического бытия, нравственного начала в человеке и Космосе. Идеи Живой Этики стали путеводной звездой для Бориса Алексеевича на всю жизнь. Художник нашёл свой путь к Беспредельности. Творческое наследие Смирнова-Русецкого включает в себя около 2000 картин и рисунков. Это художественные полотна, объединенные в тематические циклы. Среди них циклы «Север», «Прозрачность», «Космос», «Надземные храмы», «Острова в пространстве», «Древние Знаки», «Монастыри и храмы Руси» и многие другие - всего более 30 циклов, в которых поэтически воспета, философски и научно осмыслена связь планеты Земля с Космосом.
Творческий потенциал “Амаравеллы” был огромен. Но в силу трагических обстоятельств эти возможности не были раскрыты до конца. Однако сделанное “Амаравеллой” навсегда войдет в историю не только русского, но и мирового искусства. «Настанет время, - утверждает философ и писатель Л.В.Шапошникова, - когда вспомнят об ушедших и погибших, разыщут их полотна, выставят их и напишут о них хорошие книги. Вновь птица Феникс забьет вещими крыльями Красоты, и вновь Духовная революция созовет под свои знамена верных и сильных духом воинов. И вновь тьма и невежество пошлют свои полки на них. Свет и тьма, Добро и зло, ведение и неведение, созидание и разрушение сойдутся в Космической битве...».
Новый расцвет космизма в художественном творчестве начался в конце 1980-х годов. С момента своего открытия в 1997 году Центр-Музей имени Н.К. Рериха в Москве регулярно предоставляет свои залы современным художникам-космистам. И это не случайно, ибо в наши дни в культурном пространстве России идет удивительный процесс развития нового космического художественного творчества. Л.В.Шапошникова в своей новой книге «Метаисторическая живопись» пишет: «Творцы искусства, связанные с высшей космической материей, представляют нам в точных образах информацию о процессах, идущих в Мироздании…».
Знания об искусстве, как средстве познания и постижения космического начала творчества, вошли важнейшей составляющей в Учение Живой Этики, принесенной на нашу Землю Н.К. и Е.И. Рерихами. Подводя итоги анализу уникального творчества художников «Амаравеллы», можно закончить словами из книги «Иерархия»:
«Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа. Мы считаем искусство бессмертным и беспредельным… Потому чудесные жемчужины искусства могут, истинно, поднять и мгновенно преобразить дух. Ростом духа человечеству все доступно, ибо только внутренние огни могут дать нужную мощь восприятия… Истинно, жемчужины искусства дают возношение человечеству, и, истинно, огни духотворчества дают человечеству новое понимание Красоты».
|