|
|
25 октября 2013 года в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга (ул. Марата, 72) состоялась вторая лекция из цикла «Космизм в философии, науке и искусстве», посвященная жизни и творчеству Микалоюса Константинаса Чюрлениса. Лекцию и презентацию «Космическая симфония М.К. Чюрлениса» провела Светлана Андреевна Черненко.
«Искусство Чюрлениса, - писал один из исследователей его творчества Марк Эткинд, - словно романтический полет в мир чистой и светлой сказки. Полет фантазии в просторы космоса, к солнцу, к звездам...». Ромен Роллан подметил одну из важнейших особенностей художественного творчества Чюрлениса – иное, более высокое пространство, в котором свершается сам акт художества. Это пространство имело другое измерение, другое состояние материи.
Микалоюс Константинас Чюрленис родился 22 сентября 1875 года. Его отец был сыном крестьянина из южной Литвы. С ранних лет зачарованный влечением к музыке, он обучился у деревенского органиста основам игры на органе. Мать, Адель, была немкой. Кроме немецкого, она хорошо владела польским и литовским, была начитанной, хотя настоящего образования, рано осиротев, так и не получила.
Отец обучил Микалоюса игре на органе, и он играл в церкви с шести лет. У мальчика был прекрасный слух и неординарные музыкальные способности. Не по годам задумчивый, он предпочитал занятия музыкой и чтение играм со сверстниками. Его привлекали таинственные глубины человеческой души и загадочные явления, связанные с ней. С отрочества ему был присущ философский склад мышления.
В 1889 г. отец отдал его в оркестровую школу князя Михаила Огинского. После окончания школы, он поступает в Варшавский музыкальный институт, где учится композиции, пишет кантату для хора и оркестра, фуги, пьесы для рояля, симфоническую поэму «В лесу».
В 1899 году Микалоюс окончил Варшавский институт с отличием. Ему предлагают замечательную работу, но он отказывается от места ректора Люблинской консерватории, и поступает в Лейбцигскую консерваторию (1901-1902). После окончания Лейбцигской консерватории он получает приглашение стать профессором Варшавской консерватории. Но Чюрленис отказывается и, вместо этого, поступает в Варшавскую художественную школу изящных искусств (1902-1905).
Там, в Варшаве, неожиданно для него самого, в нем проснулась тяга к рисованию. Гармония и красота природы влекли его, и ему казалось, что музыка не в состоянии передать все оттенки цветов, которые он видел. Но вместе с тем он хорошо понимал, что музыку рисунком полностью заменить нельзя и что необходимо найти некую таинственную грань, где то и другое сливается вместе. Красота должна быть передана сразу несколькими средствами, только тогда она станет объемной и богатой. В глубинах его существа рождалось пространство свободы, выводившее его в космическую Беспредельность, где светились и переливались нездешние миры. Эту Красоту надо было проявить, придать ей форму.
В этот период он увлекается астрономией, космогонией, индийской философией, особенно творчеством великого поэта и мудреца Индии Рабиндраната Тагора, размышляет о единстве земного и небесного, о двух мирах, которые существуют в человеке, о невидимых, скрытых силах, управляющих Вселенной и душой человека.
Придя к живописи уже зрелым человеком, он совершил в ней революцию, которая не сразу была понята и осознана его современниками. Он изменил в человеческом сознании соотношение миров и показал реальность иного, Тонкого Мира. Синтез искусств и мысли, которым обладал Мастер, соединял в его картинах в одно целое музыку, художество, слово и глубокую философию. И в этом заключалась удивительная магия его картин, их необычная притягательность. Там, в глубине этих полотен, зарождалась и светилась Новая Красота – Красота иного, невидимого обычным глазом мира, но проявленная кистью гениального художника и тонкого музыканта. Музыка и живопись, слившись в искусстве Чюрлениса, дали неожиданные и звучащие нездешние краски и формы. Тонкая энергетика этих картин позже оплодотворила творчество целой плеяды удивительных и необычных художников, создателей Новой Красоты. И как значительно и знаменательно то, что именно музыкант, композитор стал первооткрывателем этой Новой, тонкой Красоты, что подтвердило уникальную роль музыки в эволюционном творчестве человека. Лучшие его произведения волнуют именно своей "музыкальной живописью". И если охватить творчество художника целиком, единым взглядом, оно предстанет своеобразной живописной симфонией.
В 1903 году он создает свою первую картину. Она называлась «Музыка леса». Этот год стал переломным в его жизни.
В 1907 году он участвует в Первой Литовской художественной выставке. Среди общего непризнания уже раздавались отдельные голоса, утверждавшие, что произведения Чюрлениса есть исключительное явление в искусстве.
В 1909 году он женится на Софие Кимантайте, которую искренне и глубоко любил. И в том же году уезжает в Петербург.
Там у него не было работы, не было рояля, не было друзей. Но он был увлечен русской культурой. Именно здесь, в этом чужом городе, несмотря на трудности полунищенского существования, он сочинил лучшую свою музыку и написал лучшие свои картины. Знакомство с выдающимися русскими художниками «Мира искусств» - Рерихом, Добужинским, Бенуа, Бакстом, Лансере, Сомовым, облегчило его существование в Петербурге. Они признали в нем уникального мастера и дали ему возможность зарабатывать и принимать участие в выставках.
Работы нет только в смысле заработков, а так вообще-то он работает все время. Рисует занавес для литовского театра в Вильнюсе. Одну за другой пишет картины. Пишет и музыку – едва успевая записывать: то пять, то семь прелюдий подряд за несколько дней. Работает, по собственным словам, «24 – 25 часов в сутки».
1909 год оказался завершающим в его художественной деятельности. Он все чаще испытывает состояние депрессии и неуверенности. А в 1911 году, вследствие жесточайшей болезни, художник уходит из жизни. Ему было тогда всего 36 лет.
Николай Константинович Рерих, одним из первых высоко оценивший Чюрлениса, много лет спустя писал: «Трудна была земная стезя Чюрляниса. Он принес новое, одухотворенное, истинное творчество… Помню, с каким окаменелым скептицизмом четверть века тому назад во многих кругах были встречены произведения Чюрляниса. Окаменелые сердца не могли быть тронуты ни торжественностью формы, ни гармонией возвышенно обдуманных тонов, ни прекрасною мыслью, которая нашептывала каждое произведение этого истинного художника. Было в нем нечто поистине природно-вдохновенное. Сразу Чюрлянис дал свой стиль, свою концепцию тонов и гармоническое соответствие построения. Это было его искусство. Была его сфера. Иначе он не мог и мыслить и творить. Он был не новатор, но новый».
Созданные Чюрленисом картины представляют собой целое законченное и гармоничное полотно, несущее в себе глубинные идеи Космической эволюции человечества. Сам этот стиль начинается с картины «Истина», которая как бы служит символом всего чюрленисовского художественного творчества.
Вырванное из мрака лицо высоколобого человека и освещенное горящей свечой, пламя которой знаменует свет Истины. Вокруг человека и освещенного пространства вьются крылатые существа, принадлежащие, скорее, к миру небесному, нежели к земному. Эта работа написана художником, которому 30 лет. Он знает свой путь…
Сюжеты других картин связаны с мифами и легендами. Девять полотен «Потопа» повествуют о какой-то грандиозной земной катастрофе, о долговременных эволюционных циклах, сменяющих друг друга. Чюрленис изобразил «Потоп», где под неумолимыми струями запредельного ливня уходила в небытие неизвестная цивилизация.
В 1904 – 1905 годах он сделал два эскиза к витражу. На одном из них легкими, изысканными красками набросан Творец в сверкающей золотой короне, лепящий из глины фигуру человека. На другом – созданный Творцом человек высекает из глыбы камня фигуру самого Творца. В этих эскизах – мысль о грядущем сотворчестве человека с Высшей созидающей силой.
Вскоре появился цикл картин «Сотворение мира» - где Новая Красота звучала во всем ее богатстве и реальности. Чюрленис писал: «Последний цикл «Сотворение мира» не окончен; я думаю работать над ним всю жизнь… Это сотворение мира, но не нашего, библейского, а какого-то другого – фантастического. Мне хочется создать цикл, по меньшей мере из ста картин, не знаю, сделаю ли». Он успел создать только тринадцать…
Затем появился поразительный по своей иномирной Красоте цикл «Зима», созданный Чюрленисом в 1906 – 1907 годах. Там Красота земных форм органически слилась с Красотой Инобытия, и стал светиться и искриться эфир Тонких Миров, преодолевающий земное измерение.
Картины Чюрлениса привлекали своей музыкальностью и удивительным ритмом. Музыка звучала в формах, в цвете, в композиции. Она звучала в названиях картин –«Фуга», «Соната», «Прелюд». Музыка как бы сама творила, проходя через Инобытие, через Новую Красоту Земли. Она звучала космическим мироощущением, рассказывала о затонувших городах Атлантиды, о жизни Солнца, о сотворении звезд, о древних неведомых цивилизациях.
Вячеслав Иванов писал: «Свои фантастические картины он действительно пел, выражая нежными красками, узорами линий, всегда причудливой и необычайной композицией какие-то космические симфонии».
В картинах «Ангелы. Рай», «Ангел. Прелюд» и, наконец, «Жертва» возникает еще один философский пласт художественного творчества Чюрлениса, связанного не только с Новой Красотой, но и с эволюцией самого человека.
Елена Ивановна Рерих пишет: «...Пронзительно-зеленые просветы сквозь покрытое тучами небо. Угрюмо-прямая линия земного горизонта, вставшая над плоской равниной пустыни. И над всем этим летящий сверкающий эллипс Пути и крылатая фигура человека, в отчаянии и тоске протянувшая тонкие руки к этому уже затухающему сверканию, соединяющему Небо и Землю. Фигура высится на краю ступенчатого алтаря, в зеркальных плоскостях которого отражается звездное небо. Отражается, но в реальности не присутствует. Две струи дыма, белого и черного, одна из которых устремилась в небо, а другая тяжело и неотвратимо оседает на землю. И эта другая захватывает белоснежные крылья стоящего на алтаре, оставляя на них темные струящиеся блики и ложась черными неумолимыми земными знаками. Здесь на небольшом пространстве картины свершается какое-то таинство, может быть, самое главное со времен возникновения человека на Земле. Земля и Небо. Вечное притяжение и вечное отталкивание, а между ними хрупкий человек, такой, казалось бы, незначительный и слабый, но на самом деле сильный, способный соединить в себе это Небо и эту Землю и установить между ними так необходимую им гармонию, сотворив ее прежде всего в себе самом. Картина называлась «Жертва» и была написана в начале нашего века литовским художником М.К.Чюрленисом.
Картина была биографична. Чюрленис сам был этой жертвой, потерявшей свои белые крылья на плотной земле.
1904 – 1905 гг. Художник пишет свой знаменитый триптих, таинственный и странный, и называет его «Rex». Здесь он пытается осмыслить закономерности, которые управляют Человеком и Космосом, микрокосмом и макрокосмом, стремится ощутить ту главную силу, которая господствует в Мироздании.
Многие из современников считали, что Чюрленис одинок в своем искусстве. Но великий русский художник Николай Константинович Рерих считал, что подобным явлением в музыке был еще один такой новый – Александр Николаевич Скрябин.
«В Скрябине и в Чюрлянисе много общего. И в самом характере этих двух гениальных художников много сходных черт. Кто-то сказал, что Скрябин пришел слишком рано. Но нам ли, по человечеству, определять сроки? Может быть, и он и Чюрлянис пришли именно вовремя, даже наверное так, ведь творческая мощь такой силы отпускается на землю строгой мерой. Своею необычностью и убедительностью оба эти художника, каждый в своей области, всколыхнули множество молодых умов». Время показало, что Н.К.Рерих был прав.
В 1911 году Скрябин впервые исполнил своего гениального «Прометея» - «Поэму огня», под звуки которой и ушел из жизни Чюрленис. И в этом совпадении есть свое знамение, свой космический смысл...
Лекция завершилась показом слайд-фильма, позволяющего зрителям прочувствовать синтез художественных образов и звучания в творчестве М.К.Чюрлениса. Музыкальные произведения Чюрлениса сопровождали показ картин автора.
|