|
|
27 сентября 2013 года в Библиотеке истории и культуры Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, ул.Марата, 72) состоялось открытие нового сезона лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов. Собравшихся в Белом зале библиотеки слушателей лектория приветствовал председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР Эдуард Антонович Томша. Он напомнил, что в прошлом году лекторий начал новый цикл лекций, объединенных темой «Космизм в философии, науке и искусстве». Выступления лекторов были посвящены идеям космизма в философии и науке, судьбам и творческому наследию философов и мыслителей-космистов. В этом году лекторий продолжает развивать тему космизма, обращается к еще одной грани этого уникального явления, и рассматривает, как идеи космизма находили и находят свое отражение в искусстве. Творчеству художников, поэтов и композиторов, чьи произведения несут человечеству весть космической эволюции, будут посвящены лекции сезона 2013-2014 гг.
Говоря о развитии темы космизма в настоящее время, следует отметить две особенности: 1) в последние годы наблюдается усиление интереса к данной теме, проводятся конференции, семинары, появляются публикации; 2) понятие космизма трактуется по-разному, единого, установившегося взгляда на явление космизма, на данный момент нет, и лекторий Санкт-Петербургского отделения МЦР ставит своей задачей внести определенный вклад в освещение этой важнейшей темы. В основу подхода положены концептуальные идеи Л.В.Шапошниковой – академика, ученого, философа, писателя, - предлагающей взгляд на феномен «русского космизма» как на закономерное явление в эволюции человечества.
Одна из основных идей, помогающих осознать все величие и значение явления космизма – это идея о том, что земная эволюция происходит в соответствии с космическими законами и двигается энергетическими импульсами космической эволюции. «Если мы внимательно проследим историю земного человечества, то увидим в ней странные энергетические вспышки, которые меняли сознание людей и расширяли его», пишет Людмила Васильевна Шапошникова в статье «Живая Этика – импульс космической эволюции». Если рассматривать русский космизм не как спонтанно возникшее в России на рубеже веков появление плеяды гениальных мыслителей, философов, художников, поэтов, опередивших время в своем творчестве, и потому зачастую непонятых и непринятых современниками, а как закономерное явление, как творческий импульс космической эволюции, призванный продвинуть все человечество на новую ступень сознания, то мы получим стройную картину всего происходящего. В конце XIX – начале ХХ века в России свершалась Духовная революция, которая должна была привести к кардинальным изменениям в сознании, мировоззрении, а в дальнейшем и во всем мироустройстве человечества. Вестниками ее стали философы, мыслители, ученые, деятели искусства, - сейчас мы без сомнения можем утверждать – наиболее чуткие, духовно развитые представители своего времени, уловившие новые космические ритмы и стремящиеся передать их. Они чувствовали грядущие перемены, утверждали путь преображения человека через познание Красоты и творчество, прозревали следующую ступень человеческого развития – Богочеловечество, и смелой мыслью раздвигали горизонты до Беспредельности. Русская Духовная революция, нашедшая выражение в философии и искусстве «Серебряного века», несла в себе новое, космическое мироощущение, возможность познания человеком «инобытия» - миров с более тонкой, высоковибрационной энергетикой, чем плотная физическая реальность Земли. Л.В. Шапошникова пишет: «Искусство в этом процессе сыграло важнейшую роль, не меньшую, а, может быть, и большую, чем сама философия, религиозный опыт или новые научные открытия, сокрушившие старые традиционные догмы. XX век оказался переломным в истории космической эволюции человечества, за ним уже виделся более высокий виток этой эволюции, вставала нездешняя заря Новой Эпохи, Нового Мира, Нового Бытия».
В своем докладе Э.А.Томша рассказал о характерных чертах космизма в искусстве. Это ощущение Инобытия, пронизывающее произведение, достоверная передача иной реальности, зовущей и захватывающей своей Красотой. Озарение земных творений светом неземной Красоты рассматривалось философами Серебряного века как теургия, со-творчество Богу. Н.А.Бердяев определял теургию как «искусство, творящее иной мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее. Теургия преодолевает трагедию творчества, направляет творческую энергию на жизнь новую… Теургия есть действие человека совместно с Богом, — богодейство, богочеловеческое творчество».
Еще одна черта подлинного искусства – его профетичность, и она была ярко проявлена в творчестве поэтов и художников-космистов. «Пророки и поэты предсказывали бедствия и наступление ночи Апокалипсиса, философы осмысливали эту ночь, художники создавали загадочные и таинственные полотна, суть которых станет ясной много позднее», - пишет Л.В.Шапошникова. Яркими примерами ее слов стали прозвучавшие на лекции отрывки из стихов А.Белого, А.Блока, О.Мандельштама, Д.Мережковского, представленные в презентации картины М.Чюрлениса, Н.Рериха. Д.Андреев назвал миссию несения пророческой информации Вестничеством. Говоря о Вестниках, он отмечал: они «не выдвигали никаких социальных и политических программ, способных удовлетворить массовые запросы эпохи, увлекали разум, сердце, волю ведомых не по горизонтали общественных преобразований, а по вертикали глубин и высот духовности; они раскрывали пространства внутреннего мира и в них указывали на незыблемую вертикальную ось».
На лекции процессы создания произведения искусства и дальнейшего его восприятия зрителем или слушателем были рассмотрены с точки зрения энерго-информационного обмена. Любое произведение истинного искусства – плод большого духовного напряжения и упорного труда мастера, его создавшего. Прекрасное зовет творца в те дали и к тем высотам, каких не достигал еще дух человеческий. Героическое напряжение позволяет Мастеру соприкоснуться с Высоким Инобытием, зачастую такой контакт вызывает глубокое потрясение. Вслед за этим «восхождением» идет ступень «нисхождения», когда, озаренный неземной Красотой, творец ищет земные средства (краски, звуки, слова) для выражения своего духовного опыта. И здесь он выступает посредником между высокими вибрациями того мира, где он черпал вдохновение, и вибрациями плотного мира, в котором пребывает человечество. Одна из мучительнейших сторон творчества – отсутствие соответствующих средств выражения (красок, материалов, музыкальных инструментов) для передачи прекрасного образа, для проведения высокой энергетики Красоты, способной озарить наш мир и пробудить сознания людей.
Энергоинформационный обмен происходит затем между зрителем (слушателем) и произведением искусства. «Великие произведения искусства – пишет Л.В.Шапошникова - своей энергетикой способствуют восхождению земного человечества, так же как и Учения, философские системы и деятельность великих Духов. Эти произведения, будь то картины, стихи, музыкальные творения, труды великих писателей и скульпторов, – все они как бы указывают стремящимся ту тропу, по которой идут на Вершины, к иной реальности». Восприятие произведения искусства может вызвать у человека ощущение энергии, затрагивающей или переполняющей душу, приводящей к переживанию небывалого духовного подъема. Ярким примером могут послужить слова знаменитого испанского портретиста Игнасио Сулоага, который, находясь под впечатлением от картин Н.К.Рериха, выразил свои ощущения так: «Великий художник! Его искусство свидетельствует, что из России на весь мир исходит некая сила, - я не могу измерить ее, не могу определить ее словами, но она налицо».
Духовная революция в России не рассматривается ни в одном учебнике истории, так как ее затмила социальная революция 1917 года, принесшая глобальные изменения во многие сферы жизни. «В апокалиптическом времени, – писал Н.А.Бердяев, – величайшие возможности соединяются с величайшими опасностями. То, что происходит с миром во всех сферах, есть апокалипсис целой космической эпохи, конец старого мира и преддверие нового мира. <…> В поднявшемся мировом вихре, в ускоренном темпе движения все смещается со своих мест, раскрывается стародавняя материальная скованность. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности, может не устоять человек, может быть разодран в клочья. Возможно не только возникновение нового искусства, но и гибель всякого искусства, всякой ценности, всякого творчества». Предвидение выдающегося философа оказалось пророческим. Идеи философов-космистов подверглись критике и на десятилетия были преданы забвению, так, например, труды Федорова, Соловьева, Флоренского вновь начали издаваться лишь в 90-х годах ХХ столетия. Практическими наработками ученых-космистов, таких как Циолковский, Вернадский, Чижевский, - пользовались, но их философские взгляды всерьез не воспринимались, и также подвергались жесткой критике. Символизм, яркое явление в искусстве на рубеже веков, несший на землю дуновение иных, более высоких и прекрасных миров, был грубо смещен социалистическим реализмом. Отказ от Высшего и стремление построить Царство Божие на земле в кратчайшие сроки и по земным законам, привели к страшным последствиям. Репрессии, тяжелейшая кровопролитная война, тоталитарный режим, стремящийся жестко искоренять всякое свободомыслие и инакомыслие. Казалось, апокалиптическая ночь, которую предвидели философы и творцы эпохи Серебряного века, опустилась на Россию. Но здесь так и хочется вспомнить знаменитую Булгаковскую фразу «Рукописи не горят». Сильнейший импульс, заложенный на рубеже веков, не исчез бесследно под давлением сил тьмы и невежества. Начиная с 90-х годов ХХ столетия мы становимся свидетелями возрождения идей космизма. Вышли в свет многие, не известные до этого или не публиковавшиеся в советское время труды философов и мыслителей-космистов, впервые в полном объеме появились книги Учения Живой Этики, в Россию была возвращена большая часть наследия семьи Рерихов, что позволяет еще глубже понять идеи Учения – философии космической реальности. Глубокому изучению и переосмыслению подлежат творения поэтов, художников, музыкантов, явившихся Вестниками новой ступени космической эволюции.
На лектории 2013-2014 года прозвучат рассказы о творчестве М.К.Чюрлениса, Н.К.Рериха, художников группы «Амаравелла», А.Блока, А.Белого, Д.Андреева, А.Скрябина.
В завершение лекции, посвященной теме космизма в искусстве, прозвучала «Поэма экстаза» А.Н.Скрябина.
|