Новости отделения

23.05.2013

Цикл лекций Объединенного научного центра проблем космического мышления (ОНЦ КМ) Международного Центра Рерихов «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания» в Лектории Российской национальной библиотеки в 2012-2013 гг.







Фоторепортаж

23 мая 2013 года в Российской Национальной библиотеке состоялась четвертая лекция из цикла «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания» Объединенного научного центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов (Москва). Лекцию на тему: "Учение сердца Григория Сковороды: концепция цельности человека и мира», сопровождающуюся презентацией, провел А.А.Лебеденко, зам. руководителя отдела ОНЦ КМ Международного Центра Рерихов, канд. педагогических наук, канд. философских наук. (Москва)

Григорий Саввич Сковорода, странствующий украинский философ-подвижник, поэт, педагог, музыкант оставил яркий след в сокровищнице российской и мировой мысли.  Он родился 22 ноября (3 декабря) 1722 года в селе Чернухи Полтавской губернии. Учился в Киево-Могилянской академии, преподавал в Переяславской семинарии, в Харьковском коллегиуме, был домашним учителем.

Г.С.Сковорода был первым из философов России, кто в течение пяти лет побывал в Польше, Венгрии, Австрии, Италии, немецких княжествах и, путешествуя по чужим странам, слушал лекции в нескольких университетах Европы. Превосходно владея латынью, древнегреческим, древнееврейским и немецким языками, читал в оригинале Платона, Аристотеля, Демосфена, Вергилия, Горация, Цицерона и др.; изучал философию нового времени – Декарта, Спинозу, Лейбница; постигал системы Коперника и Ньютона.

Философ много и легко странствовал, сознательно отказавшись от оседлого образа жизни в 1770-е годы. Жил один, но никогда не тяготился одиночеством, постоянно пребывая в трудах. Писал философские диалоги и трактаты, письма, сочинял стихи и музыку, играл на скрипке, флейте, бандуре, гуслях. Странствуя, много беседовал с людьми на сокровенные для философа темы. Недаром современники сравнивали его с Сократом, да и сам он утверждал, что «восхотел быть Сократом на Руси». Сочинения этого выдающегося мыслителя были широко известны и распространялись в рукописях задолго до его ухода из жизни.

Судьба Григория Сковороды во многом схожа с судьбой другого гениального выходца из народа -  М.В.Ломоносова. Сковорода стал предтечей университетской науки в России, которую начал строить великий русский ученый.

С именем Сковороды связывают становление русской философии XVIII века, в основополагающих идеях мыслителя  ассимилировались принципы античной мысли, патристики и современного ему христианства. Образованнейший человек своего времени, Сковорода продолжал традиции Платона, Оригена, Климента Александрийского, учения стоиков.

Наследие великого просветителя является  первым опытом этико-философского творчества и первым обоснование философии сердца в русской мысли. Именно Сковорода начал развивать столь близкую русской культуре тему, как метафизика любви и философия сердца.

Центральное место в философии Сковороды занимает человек и то, к чему он должен стремиться, – счастье всего человечества: «Счастье наше внутри нас. Пускай никто не ожидает счастья ни от высоких наук, ни от почетных должностей, ни от изобилия – нет его нигде. Оно зависит от сердца, сердце от мира, мир от звания, звание от Бога. Тут конец: не ходи далее».

Концепция человека у мыслителя опиралась на понятие внутреннего человека, которое святоотеческая традиция определяет как единство сердца и ума, и на понятие сродства, которое позже получило развитие у славянофилов и характеризовало целостное отношение человека к миру. Главный смысл существования философ видел в самосовершенствовании, в слиянии с Богом.

Сердце, в толковании Сковороды, – это не просто орган тела, а специфичное, невыразимое словами средоточие души или ядро человеческой натуры. Устремленность к преображению невозможна без интенсивной деятельности по очищению сердца. Именно Сковорода первым в русской религиозной философии призвал народ к чистоте мысли, считая мысль прямым следствием качества человеческого сердца.

Новое, духовное, просветленное сердце соотносится с миром так, что может выступать в качестве микрокосма, вмещающего в себя макрокосм. Это соотношение возможно лишь в том случае,  считал философ, когда существует однородность между двумя феноменами: сердцем и миром. Только при этом условии, взаимодействуя, они образуют космос, то есть мировой порядок, стройное единство.

В истории русской культуры Григорий Сковорода стал отправной точкой развития философии и своеобразным мостом, соединившим религиозное знание о сердце с философским. Основная черта глубокого духовного родства учения Г.С. Сковороды с его последователями – жизнь познающего сердца. Метанаучные прозрения мыслителя нашли свое подтверждение в философии сердца П.Д. Юркевича, Вл.С. Соловьева, П.А. Флоренского и др., созвучны они и идеям Живой Этики.

В конце лекции был показан фильм о жизни и учении Г.С.Сковороды, после которого А.А.Лебеденко ответил на вопросы многочисленных слушателей.



 


Возврат к списку

Архив новостей: 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов