|
|
13 и 27 апреля 2013 года в библиотеках Василеостровского и Невского районах г.Санкт-Петербурга прошли презентации выставки «Рабиндранат Тагор – Вестник индийской культуры», совместного проекта Генерального Консульства Индии в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов.
Рабиндранат Тагор (1861 – 1941) – лауреат Нобелевской премии, всемирно известный поэт Индии, писатель и драматург, композитор и художник, видный международный общественный деятель, просветитель и философ-гуманист.
Творческое наследие гениального сына Индии огромно – свыше двух тысяч лирических стихов и песен, сотни баллад и поэм, восемь романов, одиннадцать сборников рассказов, более двадцати пьес, статьи на литературные, социальные и философские темы, речи и выступления. В последние двенадцать лет жизни Тагор увлекался живописью и графикой и создал около трех тысяч картин и рисунков.
Творчество Р.Тагора сформировало литературу и музыку Бенгалии, сыграло огромную роль в общественном и культурном развитии его родины, открыло западному миру конца XIX - начала XX века индийскую культуру.
Рабиндранат Тагор отстаивал непреходящие идеи многопланового единства всех форм жизни, ее взаимоотражения и взаимообогащения, осознания глубинных возможностей человеческой жизни, ответственность человека за судьбы всего мира. Идея духовного единства мира, которую пропагандировал Тагор, имела глубокие корни в индийской философской и религиозной мысли и являлась, по его убеждению, величайшим достижением Индии.
Деятельность Р.Тагора в просвещении Индии трудно переоценить. Он считал его основным средством обновления общества и возрождения индийской культуры. В колониальной Индии, где доминировала западная модель просвещения, а государственным языком был признан английский, он выдвинул идею всеобщего и полного обучения на базе традиционной системы образования на родном языке.
Одной из основных функций образования, считал Р.Тагор, является сохранение его целостности. В поэтической форме он выразил это следующим образом: «На каждой нации лежит долг хранить огонь своего светильника, одного из многих, освещающих этот мир». Решающее значение в формировании личности ребёнка Рабиндранат Тагор придавал учителю-наставнику (гуру). В качестве ведущего принципа образования он выдвигал традицию духовности (утверждение в сознании и поведении человека приоритета нравственных ценностей над материальными). Огромную роль в его концепции играли занятия различными видами искусств, творчество, любовь, красота как основные средства совершенствования и самовыражения личности.
Выступая за синтез культур во всех их проявлениях, в том числе и в образовании, Р. Тагор подчеркивал, что национальная обособленность препятствует прогрессу. Неслучайно он писал: «…любая нация, которая ищет изоляции для себя, должна прийти к конфликту с духом времени, а не к миру. Каждая нация должна быть интернациональной. Это – стремление новой эпохи к развитию…».
Гуманист по природе и образу мыслей Р.Тагор был яростным антифашистом, последовательным борцом с любым проявлением насилия и зла. Глубокую тревогу у поэта вызывали рост военной опасности, разгул фашизма. Его публицистические работы, яркие, страстные, богатые мыслями, объединяет тревога автора за судьбу человечества.
Говоря о связях Р.Тагора со многими выдающимися людьми его эпохи, невозможно не вспомнить встречу индийского поэта с Николаем Константиновичем Рерихом, петербуржцем, российским художником, которая позже переросла в дружбу великих Мастеров.
Николай Константинович Рерих писал о Рабиндранате Тагоре: «Когда думается о несломимой энергии, о благословенном энтузиазме, о чистой Культуре, передо мною всегда встает столь близкий мне облик Рабиндраната Тагора. Велик должен быть потенциал этого духа, чтобы неустанно проводить в жизнь основы истинной Культуры. Ведь песни Тагора - это вдохновенные зовы к Культуре, его моление о великой Культуре, его благословение ищущим пути восхождения».
Сотрудники Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Е.В.Кучерявенко и Т.В.Александрова провели лекции с видеопрезентациями в библиотеке №4 Невского района (ул.Бабушкина, 135) и в библиотеке №5 Василеостровского района (16 линия, 65) соответственно. Мероприятия посетили учащиеся 8-х классов общеобразовательной школы № 337 Невского района и посетители библиотек.
|