|
|
15 февраля 2013 года в Лектории Российской Национальной библиотеки состоялась третья лекция из цикла «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания» Объединенного научного центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов (Москва). Лекцию на тему: "Живая Этика о музыке как способе познания космической реальности» провел председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, член Союза концертных деятелей России, артист Губернаторского оркестра Санкт-Петербурга Э.А.Томша.
В начале лекции Эдуардом Антоновичем был сделан краткий историко-культурный обзор о путях появления и развития на нашей планете знаний, раскрывающих процессы, происходящие в Космическом мироздании, которые нашли отражение в земной эволюции человечества. С давних времен исследователи наблюдали за окружающим миром и стремились постичь законы космического мироустройства. От одной исторической эпохи к другой представления человека об окружающем мире, о законах, действующих в космическом мироздании, расширялись. Эти знания приходили в земную сферу через ярких представителей каждой исторической эпохи, в лице носителей знания в области религии и философии, науки и искусства. Такими Подвижниками были Гаутама Будда, Иисус Христос, Магомет, Фалес и Пифагор, Платон и Гераклит, Геродот и Ориген. В средние века: Н.Коперник и Дж. Бруно, Т.Парацельс и Я. Беме. В XVIII веке: И.Кант, П.Лаплас, М.В. Ломоносов. В конце XIX – начале ХХ века представители «русского космизма»: Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский и другие. Каждый из этих Подвижников, являясь носителем определенных знаний, внес существенный вклад в развитие эволюции человечества и эволюции земной сферы Бытия.
Далее в своей лекции Э.А.Томша рассказал о том, что наряду с философами и учеными на нашу планету приходили Подвижники в области искусства, в частности, музыки. Знания о космосе, его мироустройстве находили отражение в самой музыке, в фундаментальных основах музыкознания. В различные исторические эпохи музыкальное искусство влияло на развитие сознания человека и содействовало его эволюции. Среди таких Подвижников эволюции были Орфей, Пифагор, Гвидо Аретинский, Джованни Палестрина, Андреас Вейкмейстер, Антонио Страдивари, Кристобальд Глюк, Йозеф Гайдн, Иоганн Бах, Вольфганг Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Рихард Вагнер, Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский и др. Все эти Подвижники в области музыкального знания явились проводниками творческого импульса космической эволюции.
Музыка, являясь важной составляющей частью беспредельного Знания, инициируемого космической эволюцией, непосредственно влияла на развитие человека, качество его сознания и, наряду с другими науками, содействовала формированию в начале ХХ века нового вида мышления – космического. В земную сферу пришли композиторы и музыканты, положившие в основу своего творчества идеи и образы одухотворенного Космоса, которые нашли отражение в музыкальных произведениях. Среди таких ярких композиторов-подвижников можно назвать Микалоюса Чурлениса, Александра Скрябина, Константина Сараджева.
Э.А. Томша в своей лекции раскрыл важнейшие положения Живой Этики, состоящие в том, что человек, развиваясь по космическим законам, является «энергетической структурой Вселенной», находится на Земле и взаимодействует с другими энергетическими системами и измерениями космического мироздания посредством духотворчества, мыслетворчества и искусства. Искусство является одной из самых древних форм познания законов природы. Музыке, как виду искусства, принадлежит одна из ведущих ролей в этом процессе. Эдуард Антонович отметил, что в земной жизни Е.И.Рерих именно музыка содействовала открытию горизонтов космической Беспредельности, способствуя в будущем работе над книгами философии космической реальности Учения Живой Этики.
Лектор рассмотрел основные положения Живой Этики о музыке, как одном из направлений в постижении одухотворенной реальности Космоса. Он рассказал слушателям о том, что в Учении Живой Этики подчеркивается важность музыки и музыкального искусства в жизни человека. Музыка, несущая в себе синтетическое начало, влияет не только на интеллектуальное развитие человека, но и способствует расширению его сознания, формирует мышление, способное выходить за пределы логики трехмерного пространства, направляя сознание человека в иные, более высокие сферы многомерного Бытия. Э.А.Томша провел параллели основных положений Живой Этики и современных исследований в области музыки и научного знания, дающих представление об интеграции двух форм современного познания – науки и искусства в изучении одухотворенного Космоса.
Э.А.Томша представил научные исследования, связанные с музыкой, ее структурой и содержанием. Он рассказал, что такие понятия как ритм, гармония, созвучие и другие, имеющие принадлежность к основам музыкального знания, рассматриваются в книгах Живой Этики уже в ином смысловом значении - космическом. Например: «Усвоение ритма есть ступень к дальним мирам. Никто не может воспринять тонких вибраций, если он не усвоил ритма и не понимает значения гармонии». Раскрытие содержания этих терминов в ином, космическом значении, отметил Э.А. Томша, явится связующим звеном для изучения в науке иных состояний материи и осознания сущностных вопросов космических законов, космической эволюции и участия человека в «грандиозном энергоинформационном обмене» со всеми энергетическими структурами космического мироздания.
Далее Эдуард Антонович остановился на проблеме взаимосвязи звука и небесных тел, которая на протяжении многих веков являлась предметом размышления философов и исследований ученых. Согласно современным научным теориям и представлениям, вся Вселенная, по сути, состоит из вибраций, и каждый заключенный в ней объект – от кварка и электрона, до звезд, планет и галактик – все обладает собственным основным тоном, насыщая гармоничным звучанием всю Вселенную. В Живой Этике говорится, что обладать слухом, способным «улавливать волны пространства», может лишь тот, кто устремлен к нравственному совершенствованию и духовному преображению.
Э.А.Томша наглядно продемонстрировал слушателям чрезвычайно интересный научный факт. Он рассказал, что радиочастотные электромагнитные волны, приходящие на Землю, в частности, из шарового скопления одного из созвездий далекого космоса, были преобразованы современными учеными в слышимый диапазон звуковых волн.
Общее звучание всех 16 пульсаров, отметил лектор, представляет собой гармонично связанный аккорд, который на слух почти идентичен звучанию первого аккорда из симфонической поэмы А.Скрябина «Прометей» («Поэма огня»). «Прометеев аккорд» - звуковая основа произведения - воспринимается исследователями в области музыковедения как «аккорд Плеромы» - символа божественной полноты и загадочной силы всего сущего, заложенного в основу построения «Поэмы огня».
В заключение лекции Э.А. Томша подчеркнул, что музыке, как области научного знания, в содружестве с другими науками отводится важная роль на пути исследования скрытых сил и связей между различными мирами и состояниями материи во Вселенной.
Лекция сопровождалась презентацией с использованием данных современных научных исследований, видео и музыкальных фрагментов и вызвала большой интерес у слушателей. После лекции Э.А.Томша ответил на ряд вопросов присутствующих.
Фоторепортаж
|