13 июля 2024 г. в Городской библиотеке г. Гатчины (ул. Валодарского, д. 17) была проведена лекция: «Игорь Грабарь. Жизнь и творчество». Лекцию прочитала сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Е.В. Кучерявенко.
Игорь Эммануилович Грабарь - одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался. Грабарь-художник создал яркие, эффектные, жизнеутверждающие полотна, основываясь на опыте европейского импрессионизма, постимпрессионизма и модерна. Грабарь нашел новые возможности воплощения русской природы в «послелевитановскую» эпоху и получил широкое признание как художник за его великолепные зимние пейзажи и натюрморты.
Участие Игоря Эммануиловича в художественной жизни начала ХХ века весьма значительно. Его картины постоянно экспонируются как на зарубежных выставках, так и в России. В столице он стал одним из главных критиков в художественном журнале «Мир искусства». И.Э. Грабарь был редактором и автором нескольких ключевых разделов в многотомнике «История русского искусства» (выпускался в 1908 – 1915гг), который стал важным этапом в отечественном искусствоведении.
В 1913 году И.Э. Грабаря избирают действительным членом Академии художеств и назначают попечителем, а затем директором галереи, созданной П.М. Третьяковым. Грабарь пополняет коллекции, упорядочивает систему каталогизации и развески.
В 1918 году по инициативе Грабаря была образована комиссия по раскрытию памятников древнерусского искусства, преобразованная позднее в Центральные государственные реставрационные мастерские. Благодаря Грабарю сохранили и отреставрировали многие произведения иконописи. Экспедиции оправлялись в разные уголки России, реставраторы работали в городах и старых монастырях, расчищая уникальные фрески.
В годы Великой Отечественной Войны И.Э. Грабарь занимался сохранением коллекции предметов художественного и декоративно-прикладного искусства. В войну он готовил «трофейные» подразделения на фронт, принимал эшелоны с произведениями художественного искусства.
В 1943 году Грабарь стал директором Всероссийской Академии художеств и Института живописи скульптуры и архитектуры в Ленинграде, будучи одновременно избран действительным членом Академии наук СССР. Осенью 1944 года под его руководством был создан Научно-исследовательский институт истории искусств АН СССР. До конца своей жизни Грабарь возглавлял этот коллектив ученых, задачей которого стала подготовка многотомного издания «История русского искусства» (1954–1962).
В 1947 году стал одним из инициаторов проведения реставрационных работ в Андроникове монастыре, а также в организации там Музея древнерусского искусства Андрея Рублёва. В поздние годы художник был директором музея-усадьбы «Абрамцево», руководил Институтом имени В.И. Сурикова.
В лекции Е.В. Кучерявенко отметила творческие пресечения Н.К. Рериха и И.Э. Грабаря. Переписка Николая Рериха и Игоря Грабаря, начавшаяся в первые годы нового столетия, продолжалась с некоторыми перерывами всю жизнь.