29 мая 2024 г. Детской библиотекой № 6 г. Павловска (ул. Первого Мая, д. 6) была организована встреча с посетителями КЦСОН г. Павловска, перед которыми выступила сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александрова с лекцией «Страницы жизни и творчества Николая Константиновича Рериха».
Николай Константинович Рерих был не только великим художником, но и ученым, писателем, мыслителем, путешественником, выдающимся общественным деятелем. Во многих странах имя Рериха является символом культуры и созидания.
Художественное творчество Н.К.Рериха, его работа в известном петербургском обществе «Мир искусства», сотрудничество с театрами, оформление спектаклей для «Русских сезонов» С.П.Дягилева приносят ему в начале ХХ века мировую славу. Художника приглашают в турне по Скандинавии, США, в Лондоне его выставки проходят с огромным успехом. Н.К.Рерих пишет серии картин «Санкта», «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». В США он создает ряд культурных учреждений, целью которых должно стать сотрудничество художников, скульпторов, музыкантов всего мира и синтез искусств. В одном из таких учреждений создается Музей Н.К.Рериха, в который впоследствии художник передаст большую часть своих произведений.
Рериха всегда привлекал Восток. Рерихи прибывают в Индию, откуда в 1923 году отправляются в длительное путешествие по странам Азии, которое впоследствии будет названо самой крупной экспедицией ХХ века – Центрально-Азиатской. Экспедиция в течение пяти лет прошла более 25 тысяч километров и преодолела более 35 высокогорных перевалов, подвергалась нападениям разбойников и из-за происков английской разведки была вынуждена замерзать на высокогорном плато Чан-Танг. Все трудности горного похода вместе с Н.К.Рерихом преодолевала его жена Е.И.Рерих. Впервые европейцам стали доступны «святые» места Востока, доступ в которые ранее был закрыт. На маршруте экспедиции Николай Рерих пишет картины, которые точны этнографически и географически. В них Рерих проявляется не только как художник, но и как ученый, изучающий истоки культур разных народов. Серия «Гималаи» принесла Н.К.Рериху славу «Мастера гор».
Экспедиция собрала уникальный исторический, культурный, этнографический научный материал, который было необходимо систематизировать и изучать. По окончании Центрально-Азиатской экспедиции в индийской долине Кулу Рерихи создают научный Институт «Урусвати» («Свет Утренней Звезды»), который впоследствии ведет большую научную, исследовательскую работу в сотрудничестве со многими учеными, международными университетами и научными обществами разных стран мира.
В первой трети ХХ века Рерих продолжает разрабатывать идею защиты памятников истории и культуры народов мира. Посещение разных стран, путешествия по России и Азии утвердили Рериха в мысли о необходимости охраны памятников культуры. Н.К.Рерих проводит широкую общественную деятельность: ведет переписку с видными деятелями культуры, представителями общественности и науки. В 1929 г. при сотрудничестве доктора международного права и политических наук Парижского университета Г.Г.Шклявера Н.К.Рерих подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей. Первый международный Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» в Вашингтоне, в Белом Доме в присутствии Ф.Рузвельта подписывают 21 панамериканская страна 15 апреля 1935 года. В честь инициатора Договора – Н.К.Рериха – Договор впоследствии называют «Пактом Рериха».
Художником написано свыше семи тысяч картин, этюдов и эскизов, находящихся в различных музеях и частных собраниях Европы, Скандинавии, США, России, Индии и других стран мира. Полотна Мастера наполнены мудростью и красотой, в них зритель, прежде всего, ощущает необъятный простор и космичность. Картины Рериха учат любить окружающий мир и видеть его красоту.
Раскрывая творческий гений Н.К.Рериха, Леонид Андреев в статье «Держава Рериха» написал: «Рерихом нельзя не восхищаться, мимо его драгоценных полотен нельзя пройти без волнения. <…> Что же сказать о человеке, который среди видимого открывает невидимое и дарит людям не продолжение старого, а совсем новый, прекраснейший мир! Целый новый мир! Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха <…> Бесплодной будет всякая попытка передать словами и ее очарование и красоту; то, что так выражено красками, не терпит соперничества слова и не нуждается в нем».