29 мая 2024 года в Библиотечном центре общения «Современник» (г. Санкт-Петербург, Заневский пр., 32) состоялась лекция «Пейзаж в картинах великих русских художников», которую провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александрова
В начале лекции была рассмотрена история развития русской пейзажной живописи. Далее лектор рассказала о том, что пейзажу в отечественной живописи принадлежит выдающаяся роль; завоевания и достижения в этой области имеют непреходящую ценность. Образы природы, созданные выдающимися русскими художниками, обогатили не только отечественную, но и мировую культуру. На пути к становлению национального пейзажа художники обращались к природе как лучшему и совершенному учителю.
В презентации были представлены полотна Исаака Левитана, Ивана Айвазовского, Василия Поленова, Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Николая Рериха и других прославленных художников. Каждый из них находил собственный путь для передачи тех или иных состояний природы. Так А.И.Куинджи сосредоточился на передаче взаимодействий света и воздуха, Иван Шишкин – на создании эпичных лесных пейзажей, проникнутых национальной гордостью, Исаак Левитан создавал удивительные по красоте поэтические полотна, полные философской глубины.
Глубоким философским смыслом наполнены и пейзажи Николая Рериха: «Место человека во Вселенной – вот единственное, что важно», - говорил художник. Рерих ощущает жизнь мироздания повсюду, во всей природе, выходя в своих полотнах на уровень вневременного, всеобщего. Звучание космоса в творчестве Н.К.Рериха философ и поэт Р.Рудзитис назвал «космическими струнами»: «В первое мгновение мы интуитивно ощущаем, как невыразимое словами, незримое космическое дуновение исходит от картин Рериха. Кажется, что в одухотворенных фигурах, в языке цветовой гаммы, даже в деревьях, скалах, в контурах мятущихся облаков – во всем звучат космические струны».
В пейзаже всегда незримо присутствует человек - сам художник с его мировосприятием. Художественная ценность таких произведений заключается в том, что мы можем взглянуть на мир глазами живописца, увидеть его по-новому.