23 апреля 2024 г. в Центральной городской библиотеке им. А.И.Куприна (Централизованная библиотечная система города Гатчины, Ленинградской области), состоялась лекция «Архип Иванович Куинджи. «Учитель жизни»», которую провел председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Э.А.Томша.
Архип Иванович Куинджи – один из самых ярких и великих русских художников XIX века. Своим художественным творчеством, А.И. заложил новые тенденции для целого поколения живописцев, создал особый тип романтического пейзажа, основанного на реалистическом восприятии окружающего мира, но преображенного творческой индивидуальностью великого мастера живописи.
В лекции были затронуты различные грани творчески разнообразной и насыщенной жизнь выдающегося русского художника. А.И.Куинджи постоянно экспериментировал, использовал в своем творчестве новейшие открытия физики и химии. Новаторство А.И.Куинджи связано не только с формальными сторонами живописи, но и с тем восприятием единства мира и человека, которое было особенно близко следующему поколению мастеров начала ХХ века. Он безбоязненно работал с цветами и красками, что было, по мнению его современников, дерзким и часто необъяснимым, однако такой метод находит свое продолжение в творчестве его учеников – Н. Рериха, А. Рылова, К. Богаевского, Ф. Рущица, Н. Крымова. А.И.Куинджи открыл богатые перспективы и для искусства будущего – символизма, экспрессионизма, примитивизма, фовизма.
Самым главным, самым привлекательным для молодежи был духовный мир А.И. Куинджи. Выношенную в своей душе и проверенную собственной жизнью правду он пронес незапятнанной через все невзгоды. В творческой оригинальности А.И. Куинджи не было ничего деланного и наигранного. Она органически исходила из незаурядности его натуры. И эта цельность подкупала всех.
Колористические приемы А.И.Куинджи, работа с цветом и светом оказались своего рода откровением для многих молодых художников и состоявшихся мастеров – его современников. Необыкновенно эффектная передача солнечного и лунного света, активные цветовые контрасты, композиционная декоративность полотен художника ломали старые живописные принципы. И все это было результатом его напряженных поисков. А.И. Куинджи живо интересовался трудами профессоров Императорского Петербургского университета физика Ф.Ф. Петрушевского и химика Дмитрия Ивановича Менделеева.
Особое внимание Э.А.Томша уделил влиянию творчества А.И.Куинджи на своих учеников. По воспоминаниям его учеников «в мастерской Куинджи царил дух тесного товарищеского сотрудничества. Суровый на вид, неразговорчивый, чуждый компромиссов Архип Иванович был очень участлив к нуждам студентов. В его отеческом отношении к ученикам требовательность сочеталась с искренней любовью, за что они отвечали доверием и признательностью. Для многих своих учеников и студентов Академии Художеств А.И. стал «Учителем жизни».
В своих воспоминаниях Николай Константинович писал: «Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединенна, и только ближайшие его ученики знали глубину души его».
Э.А.Томша привел воспоминания Н.К.Рериха об одном из мудрых советов А.И.Куинджи: «Помню, как после окончания Академии Художеств, Императорское Общество Поощрения Художеств пригласило меня помощником редактора журнала. Мои товарищи возмутились возможностью такого совмещения и прочили конец искусству. Но Куинджи твердо указал принять назначение, говоря: "Занятый человек все успеет, зрячий все увидит, а слепому все равно картин не писать".
Н.К.Рерих в одной из статей, спустя года, напишет: «До самой кончины Архипа Ивановича, все мы оставались с ним в крепкой любви, в сердечном взаимопонимании и содружестве. И, не смотря на уход учителя из жизни в 1910 году, между собою ученики Куинджи остались в особых неразрывных отношениях. Учитель сумел не только вооружить к творчеству и жизненной борьбе, но и спаять в общем служении искусству и человечеству. Хранят нерушимо память об Учителе и все разлетевшиеся ученики, укрепившие имена свои на страницах истории искусства».
В 1913 году Н.К. Рерихом был написан эскиз мозаичного панно к памятнику А.И. Куинджи. Сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. В создании надгробия также участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст). В 1952 году прах и надгробие были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
В заключении лекции состоялась дискуссия слушателей с Э.А.Томша. Лектор ответил на многочисленные вопросы.