14 апреля 2024 года в Центральной районной библиотеке им. Н.В.Гоголя (г. Санкт-Петербург, пр. Среднеохтинский, д. 8) состоялась лекция «Идеи космизма в науке, философии и искусстве». О зарождении и развитии идей космизма в истории мировой мысли рассказала сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александрова.
Идеи взаимной связи человека и Вселенной с глубокой древности были известны и широко распространены в различных культурных традициях. Эти знания обнаруживаются в мифах, легендах, сказаниях, прослеживаются во многих дошедших до нас религиях и философских системах.
Космизм - это философское мировоззрение, в основе которого лежит знание о Космосе и представления о человеке как гражданине Универсума, а также о микрокосме, подобном Макрокосму.
Космизм, как явление философии, берет истоки в Древней Греции. Древнегреческие философы определяли мир, вселенную как структурно организованное гармоническое целое, противопоставленное хаосу.
В дальнейшем идеи космизма нашли отражение в трудах таких ученых, философов, поэтов и писателей, как Н. Коперник, Дж. Бруно, Т. Парацельс, Я. Беме, И. Кант, М.В.Ломоносов, Н.И.Пирогов, Г.Р.Державин, А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, В.Ф.Одоевский и др., которые были предтечами космизма и в разные века пролагали пути к его развитию.
В лекции были кратко рассмотрены виды мышления, последовательно сменявшие друг друга в процессе исторического развития человечества - мифологический, религиозный и научный, всесторонне освещенные в трудах выдающегося философа и мыслителя конца XX–начала XХI вв. Л.В.Шапошниковой. Каждый из этих этапов имел свои особенности, культуру и эпоху.
В своей наиболее выраженной и яркой форме космизм проявился в пространстве культуры Серебряного века в России на рубеже XIX–XX вв. Именно в это время, как отмечает Людмила Васильевна, в культурном пространстве России началась Духовная революция и формирование нового, четвёртого типа мышления – космического, связанного с творческой деятельностью целой плеяды выдающихся представителей Серебряного века.
В русском космизме выделяют религиозно-философское направление, естественно-научное и направление космизма, связанное с искусством. В ряду этих мыслителей можно назвать блестящих русских философов: Н.Ф.Федорова, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, В.С.Соловьёва, семью Рерихов; выдающихся учёных: В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского; представителей искусства, среди которых художники М.К.Чюрлёнис, Н.К.Рерих, М.А.Врубель, художники группы «Амаравелла», композитор А.Н.Скрябин, поэты А.А.Блок, А. Белый и другие.
Отличительной чертой творчества философов-космистов, по мнению академика Л.В.Шапошниковой, являлась космическая направленность религиозной мысли; в центр своих исследований они выдвинули человека, особенности его духа, его эволюционную судьбу и роль в этом Высшего.
Понимание единства человека и космоса, признание космических масштабов его деятельности, а также космической природы самого человека было присуще выдающимся русским ученым, таким как В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский и др. Так, выдающийся ученый А.Л.Чижевский писал в своих трудах: «Жизнь же, как мы видим, в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал Земли».
Космическое мироощущение, зарождавшееся в недрах Серебряного века, нашло свое отражение и в искусстве. Через высокое творчество художники, поэты и музыканты несли в земной мир Высшую Красоту, новые энергии новой эпохи и способствовали формированию космического мышления.
Дальнейшее развитие идей космизма в России, в начале 20-х годов XX века, нашло отражение в новой системе познания «Живая Этика» или философии космической реальности, связанной с именами Е.И. и Н.К.Рерихов. Живая Этика соответствует новому эволюционному витку развития человечества и является завершающим этапом в формировании нового космического мироощущения, возникшего в ходе Духовной революции в России на рубеже XIX–ХХ веков.
Все многогранное творчество Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, а также их сыновей – Юрия Николаевича и Святослава Николаевича, все сферы их обширной деятельности пронизаны идеями Живой Этики, новым космическим мироощущением; их духовно-культурное наследие имеет важнейшее значение для эволюции человечества.
Полное прозрений и гениальных открытий, бесценное наследие великих подвижников Истины становится все более востребованным и приближает то будущее, которое мыслители утверждали в своем творчестве.