22 марта 2024 г. в Лектории Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов состоялась третья лекция цикла «Держава Рерихов» - «Дайте детям возможность мыслить»! Идеи Рерихов о воспитании и образовании», которую провела сотрудник отделения Т.В.Александрова. Мероприятие прошло в Белом зале Библиотеки истории и культуры Петербурга (ул. Марата, д. 72).
Анализ непростой ситуации в отечественном образовании заставляет специалистов и представителей педагогического сообщества говорить о необходимости коренной перестройки сложившихся представлений о человеке с целью их синтеза и выведения на новый рубеж изучения и понимания человека. В этой связи особый интерес для развития педагогики в современных условиях противостояния Культуры и цивилизации представляют идеи семьи Рерихов. В их научно-философском наследии представлено более широкое видение места и роли человека в структуре Мироздания и путей воспитания личности, способной к самосовершенствованию и творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира.
Семья Рерихов в своем творческом наследии не только теоретически дала ответы на вопросы воспитания и образования, но и реализовала свои идеи на практике жизни. Е.И.Рерих мудро и бережно воспитывала своих сыновей и направляла их деятельность и во взрослой жизни. Многие практические советы по воспитанию и образованию она давала своим читателям (см. «Письма Е.И.Рерих»); прекрасные советы по самовоспитанию даны в ее обращениях к молодежи («Напутствие молодым друзьям» и др.).
Важнейшими неотъемлемыми составляющими правильного воспитания и образования являются, с точки зрения Рерихов, семья, учитель, само устройство образовательного учреждения, а основополагающую роль в этом процессе они отводили Культуре. Н.К.Рерих писал: «Если вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете? С достоинством вы можете ответить: «Мы хотели бы жить в стране великой Культуры». В такой стране, где будут почитаться знание, красота и культура. Для осуществления такой мечты нужен новый человек – строитель и творец, сотрудник Космических Сил.
Педагогические взгляды Рерихов основаны на идее приоритета воспитания перед образованием. Под воспитанием Рерихи подразумевали «питание всем возвышенным и утонченным» и считали, что «Воспитание идет впереди образования. Только воспитание может заложить основы спокойствия и труда»; «...воспитание прежде всего касается всей внутренней сущности человека, всего его характера, и есть внесение основ Этики в детское сознание с возможно ранних лет».
Целью воспитания Елена Ивановна Рерих считает «рождение истинного человека»; человека духовно развитого, нравственно воспитанного, носителя нового миропонимания, который мыслит себя жителем не только Земли, но и Вселенной.
В своих письмах Е.И.Рерих подчеркивает: «Не об удобствах молодежи нужно думать, но о лучшем вооружении ее к жизненной борьбе, которая есть непреложный космический закон». В трудах Рерихов проводится мысль, что «Программа воспитания так широка, как сама жизнь».
Формулы образования, изложены в трудах Рерихов: «Любовь, труд и красота – доступно всем в жизни»; образование должно воспитывать в человеке качества, необходимые для его эволюции; оно должно быть всемирным и всеобщим, ибо борьба с невежеством – это мировая задача; образование можно начинать с возможно раннего возраста, т.к. «после трех лет организм полон восприятий, а после семи лет многое уже потеряно». Важной формулой образования должна стать фраза: «Ты всё можешь!».
Смысл воспитательной работы Е.И.Рерих видит в том, чтобы побудить ребенка к самовоспитанию – осознанной, целенаправленной, систематической деятельности по самосовершенствованию.
Н.К.Рерих в работе Рисовальной школы при Императорском Обществе поощрения художеств, (г. Санкт-Петербург), сумел осуществить свои педагогические принципы и идеи по созданию широкопрофильного художественного учреждения, совершенно иначе построив здесь образовательный процесс с точки зрения приобщения учащихся к русской и мировой культуре. Те же принципы, но в более широком масштабе Н.К.Рерих воплотил в культурно-образовательных учреждениях, созданных им в США в начале ХХ века, главной целью которых было сближение народов через культуру и искусство.
Принципы воспитания и образования, изложенные в наследии Рерихов, касаются как детей, так и взрослых.
Общеобразовательная школа – «лишь вход в настоящее познавание». Взрослые должны учиться после школы, чтобы «пополнение знания текло беспрерывно», надо сохранить «устремление, которое движет всеми системами познавания».
Н.К.Рерих известен как создатель Знамени Мира - охранительного символа сокровищ мировой культуры, описанного в международном Договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, названном в честь его автора Пактом Рериха. Мыслитель считал, что идею об основополагающей роли культуры в жизни человека и общества и необходимости всенародной защиты ее непреходящих ценностей, которыми живо человечество, надо закладывать в сознание людей с детских лет. Огромная роль в воспитании осознанного приобщения к культуре и необходимости сохранения культурных ценностей принадлежит деятельности школы.
С.Н.Рерих, продолжая дело своих родителей, принимал активное участие в работе культурно-образовательных учреждений в Индии: Художественной школы-интерната им. Ауробиндо Гхоша и культурно-просветительского Центра искусств «Читракала Паришад», созданных в Бангалоре и впоследствии ставших отделениями местного университета. «Лучший дар, который человек может принести другим, - это именно быть примером и показать, как он может претворить свои теории в жизни», - говорил С.Н.Рерих.
В заключение было отмечено, что чрезвычайно важным является в настоящее время обращение к идеям Рерихов и актуализация их педагогическим и научным сообществом. Нужно, чтобы идеи Рерихов осваивались родителями и применялись в семьях; чтобы соответственных учителей начинала готовить образовательная система государства. Тогда у детей и взрослых будут формироваться правильные представления о мироустройстве, космических законах и человеке, и эти знания будут практически реализовываться в их дальнейшей жизни и деятельности.