7 февраля 2024 года в библиотеке им. К.А.Тимирязева (г. Санкт-Петербург, ул. Шкапина, д. 6), состоялась лекция «Прорыв к нетленной красоте. Жизнь и творческий подвиг Михаила Врубеля», которую прочитала сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александрова.
М.А.Врубель (1856 – 1910) - один из крупнейших русских художников рубежа XIX–XX веков, человек уникальной одаренности. Подобно художникам эпохи Возрождения, Врубель работал в самых различных сферах искусства: живописец и график, скульптор и монументалист, мастер декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства.
Уже во время обучения в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские; он всерьёз увлекается философией Канта, его влекут личности сильные, мятежные, часто - трагические. Известное кредо Врубеля — «иллюзионировать душу, будить ее от мелочей будничного величавыми образами».
К лучшим произведениям Врубеля относятся станковые картины, заслуженно считающиеся врубелевской «классикой»: «Девочка на фоне персидского ковра» (1886), портреты С.И. Мамонтова (1897), К.Д. Арцыбушева (1895-1896), «Испания» (1894), «Гадалка» (1895), «Портрет жены Н.И.Забелы-Врубель в туалете ампир» (1898), «Богатырь» (1899), «Пан» (1899), «К ночи» (1900), «Портрет сына художника» (1902), «Царевна-Лебедь» (1900), «Сирень» (1900, 1901) и многие другие.
Необыкновенно красиво сказал о произведениях Врубеля Н.К.Рерих: «...Легко запоминаются многие хорошие картины... Наглядевшись вдоволь, через время опять хочется вернуться к хорошему знакомому и долго покойно сидеть с ним, и опять не страшит промежуток разлуки.
Но иначе бывает перед вещами Врубеля. Они слишком полны. Уходя от них, всегда хочется вернуться. Чувствуется всем существом, сколько ещё не досмотрено, сколько нового ещё можно найти. Хочется жить с ними. Хочется видеть их и утром, и вечером, и в разных освещениях. И все будет новое.
Сами прелести случайностей жизни бездонно напитали вещи Врубеля, прелести случайные, великие лишь смыслом красоты. Какая-то необъятная сказка есть в них; и в «Царевне-Лебеди», и в «Восточной сказке», полной искр, ковров и огня, и в «Пане» с этими поразительными глазами, и в демонах, и во всей массе удивительно неожиданных мотивов. Таинственный голубой цветок живёт в этом чистом торжестве искусства».
Важную роль в жизни художника сыграл С.И.Мамонтов. В художественном кружке в Абрамцеве Врубель пишет лучшие свои картины, занимается майоликой (скульптуры «Египтянка», «Купава», «Мизгирь», «Волхова», «Лель» и др.) и декоративным дизайном (керамические печи, вазы, скамьи). Тонкое декоративное чутье Врубеля проявилось также в его сценографических работах для частной оперы Мамонтова (участие в оформлении «Рогнеды» А.Н.Серова (1896), а также «Садко» (1897), «Сказки о царе Салтане» (1900) Н.А.Римского-Корсакова, композитора, особенно близкого ему по духу и др.
Тяга художника к монументальному искусству, выходящему за рамки станковой картины, воплотилась в великолепных панно Врубеля «Микула Селянинович», «Принцесса Греза», «Философия», «Венеция», триптихах «Суд Париса», «Цветы», композиции «Фауст», витраже «Встреча рыцаря-победителя» и др.
Сильное влияние Врубеля испытали многие крупные русские художники XX века. Он стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства XX века. Его искусство и сегодня продолжает «будить душу от мелочей будничного величавыми образами».