26.01.2024 год. Открытие нового цикла лекций «Держава Рерихов» в Белом зале Библиотеки истории и культуры Петербурга (Марата, 72). Первую лекция цикла: «Семья Рерихов. Рерихи и Петербург» провела Е.Ю.Томша - руководитель научного отдела Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов.
2024 год - юбилейный, российская и мировая культурная общественность будет отмечать 150-летие со дня рождения Н.К.Рериха, 145 лет - Е.И.Рерих и 120 лет - С.Н.Рериха.
Цикл лекций "Держава Рерихов" призван осветить многогранность философского, научного и творческого наследия наших выдающихся соотечественников, а также рассказать об эволюционном значении деятельности каждого из членов семьи Рерихов.
В начале выступления Елена Юрьевна напомнила слушателям, что 2024 год – юбилейный год для троих членов семьи Рерихов – Николая Константиновича (150 лет со дня рождения), Елены Ивановны (145 лет) и их сына Святослава Николаевича (120 лет). Все они были рождены в Петербурге, здесь проходило их становление, значительная часть жизни – и город на Неве может по праву гордиться своими выдающимися соотечественниками.
А еще 2024 год – год семьи в России. Тема значения семьи, семейных ценностей в настоящее время очень актуальна. И именно поэтому очень важно привлечь внимание к уникальному, без преувеличения, опыту семьи Рерихов. Каждый из ее членов, сам по себе – яркая личность, выдающийся деятель культуры, получивший мировое признание. Масштабы их свершений за одну короткую жизнь вызывают удивление и восхищение. И еще большую ценность имеет их взаимопонимание, взаимодействие, поддержка при совместных действиях, и неуклонная верность высоким идеям бескорыстного служения на общее благо, во имя развития мира, культуры, во имя космической эволюции человечества.
Прозвучал краткий исторический экскурс – в цифрах и фактах лектор обрисовала культурную жизнь в Петербурге в последней четверти 19 века. Столица империи, самый многочисленный город России с населением 1 млн. 265 тыс. человек; 21 высшее учебное заведение. В Петербурге протекала деятельность таких замечательных ученых, как химики Д. И. Менделеев и А. М. Бутлеров; электротехники А. С. Попов, П. Н. Яблочков, А. Н. Лодыгин; астроном Ф. А. Бредихин; математик П. Л. Чебышев; геолог А. П. Карпинский; географы-путешественники П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, И. П. Миклухо-Маклай; почвовед В. В. Докучаев; медик C. П. Боткин; физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов и многие другие. В Петербурге находились такие центры художественного образования, как Академия художеств и открытая в 1862 г. консерватория. Инициатором создания консерватории был А. Г. Рубинштейн, студентом первого набора — П. И. Чайковский, а профессорами в разное время крупные деятели музыкальной культуры Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов и др.
В Петербурге возникли и активно действовали знаменитые творческие объединения - передовых художников «Товарищество передвижных художественных выставок» («Передвижники») и музыкантов, которых В.В.Стасов назвал «Могучая кучка».
Эта была та среда, которая формировала будущих выдающихся подвижников культуры - Рерихов. Семьи, и славные предки Николая Константиновича и Елены Ивановны, традиции и ценности, учебные заведения Петербурга, в которых они получали образование, первые учителя и наставники – все это важные составляющие, как кусочки мозаики, которые выкладывали основу узора их будущей жизни. Здесь закладывались основы взглядов, раскрывались черты характера, таланты и способности.
В лекции, сопровождавшейся показом слайдов, воссоздавались страницы истории семьи – начало жизненных путей Николая Константиновича и Елены Ивановны, знаменательная встреча в Бологом, становление их семейного союза. Многогранная деятельность Н.К.Рериха в Петербурге – археологические экспедиции, работа в Императорском Обществе Поощрения Художеств, участие в российских и зарубежных выставках, сотрудничество с «Миром искусства», театрально-декорационное направление в живописи (участие в знаменитых «Русских сезонах»), литературное творчество. Мудрое и бережное воспитание детей, всемерное участие в делах мужа, интерес и постижение философии востока – жизнь Елены Ивановны в этот период. Затем – «Карелия. Вечное ожидание» (название одной из картин Н.К.Рериха, написанной художником во время проживания в Карелии (Финляндии) в 1917-1918 гг. Период некоего затишья, переосмысление опыта, определение ценностей и ориентиров дальнейшего пути.
1920 год – начало записей Учения Живой Этики. «В Новую Россию моя первая весть…».
Академик Людмила Васильевна Шапошникова писала об Учении Живой Этики – учении космической реальности: «Живая Этика как бы подытожила все предыдущие накопления человеческого знания, соединив научный и вненаучный способы мышления, синтезировав основные формы познания и создав ту методологию, которая могла лечь в основу нового космического мировоззрения. В этой философской системе осмыслены и поставлены на практическую основу важнейшие проблемы и процессы космической эволюции человечества. В ней же заключались и главные направления формирующейся синтетической системы познания, которая обобщала в общем потоке нахождения древней и восточной мысли и новейшие открытия экспериментальной науки».
Учение Живой Этики – неоценимый вклад семьи Рерихов в эволюции человечества. Елена Ивановна провела колоссальную работу с записями текстов Учения, а также оставила большое эпистолярное наследие, где в переписке с многочисленными корреспондентами она разъясняла различные аспекты новой философской системы. Николай Константинович воплотил эволюционно-космические идеи Живой Этики в прекрасных художественных полотнах и научно-литературных очерках. Их сыновья в дальнейшем способствовали популяризации и правильному пониманию идей Учения, казавшимися во многом революционными для сознания людей середины-конца ХХ столетия.
Еще одна важная страница биографии семьи: начало 1920-х годов – Рерихи в США. Выставки картин Н.К.Рериха, имевшие в Америке большой успех. Создание многочисленных культурных общественных объединений. Просветительская деятельность. Открытие Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке.
1923-1928 гг. – Центрально-Азиатская экспедиция, крупнейшая в ХХ веке, значение которой, к сожалению, все еще достойно не оценено. Этапы экспедиции, трудности на пути, героические усилия участников, достижения – все это было освещено на лекции. Результатом экспедиции стало создание международного Института Гималайских Исследований «Урусвати» (что означает в переводе с санскрита «Свет Утренней звезды») в Индии, в долине Кулу. Это еще одно уникальное начинание семьи Рерихов, где каждый из них вел свое направление деятельности и внес свой существенный вклад в развитие науки будущего.
Особое внимание на лекции было уделено миротворческой деятельности семьи Рерихов – подготовки и созданию Международного Договора об охране культурных ценностей («Пакта Рериха»), который был подписан 15 апреля 1935 года в Белом доме представителями 21 страны, а также созданию и популяризации его символа - «Знамени Мира».
Рерихи всегда были патриотами своей страны, они мечтали вернуться на Родину, передать все свои накопления – знания, опыт, картины, материалы экспедиций – народу.
Николай Константинович писал: «Нынче исполнилось четверть века наших странствий. Каждый из нас четверых накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским тропам.
И Юрий, и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий в науке, Святослав в искусстве прочно укрепились. Разве для чужих? Велики нахождения Елены Ивановны. Ее записи найдут живой отклик в сердцах искателей, мыслителей. Разве для чужих? И “Александр Невский”, и “Ярослав”, и “Святогор”, и “Микула”, и “Настасья Микулична” прошли по Индии и останутся во славу народа русского. И “Сергий Радонежский”, и “Древний Новгород”, и “Нередица”, и “Открываем врата”, и “Вестник” – все напомнит о братском народе, о неделимой, дружной, великой семье народов. Для народа русского мы трудились. Ему несем «знания и достижения».
Наследия семьи Рерихов было передано на Родину сыновьями Елены Ивановны и Николая Константиновича – ученым-востоковедом Юрием Николаевичем Рерихом и художником, общественным деятелем Святославом Николаевичем Рерихом. И в этой части биографии много героических и, порой, трагических страниц.
История продолжается. Международный Центр Рерихов, основанный Святославом Николаевичем Рерихом, ведет многолетнюю плодотворную работу по популяризации философского и художественного наследия Рерихов, по внедрению в жизнь их миротворческих идей.
После окончание лекции Е.Ю.Томша ответила на многочисленные вопросы и состоялся диалог между слушателями по теме лекции.