27.11.2023 года в библиотеке «На Морской», СПБ ГБУК "ЦБС ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА." Морская набережная, д. 17, лит. Д, состоялась лекция «Творчество А.Н.Скрябина как прообраз музыки будущего». Лекцию прочитал Э.А.Томша, председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов.
Александр Николаевич Скрябин – философ, мыслитель, поэт, композитор, дирижер и великолепный исполнитель – как ярчайшая звезда появился в пространстве нашей планеты, в России на сломе столетий и в преддверии наступления Новой Эпохи. В это время в России формировалось удивительное явление – русский космизм. А.Н. Скрябин стал одним из ярчайших его представителей. Как написала о нем Л.В.Шапошникова в своей книге «Философия космической реальности», «его часто называли новатором. Но выражение Рериха, употребленное по отношению к Чюрленису – «он не новатор, но новый», – относится также и к Скрябину».
Качество «новый» и новаторство А.Н.Скрябина проявились не только в известном введении строки Luce (Свет) для светомузыки в ноты поэмы «Прометей. Поэма огня», не столько в его импровизационном мастерстве при исполнении музыкальных произведений, сколько в философском осмыслении и синтетическом понимании значения музыки в искусстве и в жизни, в понимании необходимости действенного изменения жизни путем внесения мощного энергетического импульса через музыку, свет и цвет. Все творчество А.Н.Скрябина было прелюдией к основному аккорду его жизни – «Мистерии», которая должна была осуществиться в Индии и стать грандиозным синтетическим действом преображения мира и человека.
В процессе работы над «Мистерией» композитор и философ А.Н.Скрябин пришел к выводу, что вступлением к ней может послужить «Предварительное Действо», которое необходимо тщательно подготовить. В «Предварительном Действе» предполагалось участие специально обученного оркестра, который должен был двигаться, обученных участников самого представления, в котором предполагались танцы, пение, специальные костюмы и многое другое. Для обучения участников «Действа» автор задумывал создать особую школу. До нас дошли лишь фрагменты музыки и поэтического сопровождения «Предварительного Действа».
А.Н.Скрябин не только слышал музыку, но и видел ее в цвете. Причем, по его словам, цвет и свет не только и не столько были связаны с тональностью звука, сколько с целыми музыкальными и философскими темами. В осмыслении философских понятий А.Н.Скрябину помогала «Тайная Доктрина» Е.П.Блаватской, в которой он находил подтверждение своим мыслям о мироустройстве и роли человека в этом процессе.
Творчество А.Н.Скрябина до сих пор вызывает противоречивые суждения и оценки. Л.В.Шапошникова называла таких творцов вестниками космической эволюции. Вестники космической эволюции приходят в особые моменты развития человечества, когда необходим новый энергетический импульс в пространство земной материи для осуществления сдвига сознания человечества. Они привносят новую энергетику, которая часто вызывает «возмущение вод», волны от которого долго расходятся по медленно обновляющейся земной материи. Это и есть эволюционный процесс развития и обновления, или трансформация материальной структуры пространства Земли под воздействием духовной составляющей Космоса. Это цели той Духовной Революции, которая, по мнению Л.В.Шапошниковой, намечалась в пространстве России начала ХХ века.
А.Н.Скрябин, как Прометей, дерзнул ради счастья человечества похитить у богов небесный огонь духа и воплотил его в своем музыкальном творчестве. «Скрябинская воля» вела его по жизни к великой цели, которую ему не суждено было осуществить. Но импульс Действа – жизни Скрябина – действует до сих пор и будоражит пространство, умы и сердца современного человечества.