Новости отделения

14.10.2023

Лекция «Вестник звучащего Космоса. К.К.Сараджев» в Библиотеке № 6 (Централизованная библиотечная система Приморского района», поселок Лисий Нос, Балтийский проспект, 36)



14 октября 2023 года в Библиотеке № 6 (Централизованная библиотечная система Приморского района», поселок Лисий Нос, Балтийский проспект, 36, состоялась лекция «Вестник звучащего Космоса. К.К.Сараджев». Лекцию с презентацией и музыкальными иллюстрациями по теме выступления представил председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР, член Союза концертных деятелей России (Санкт-Петербург) Э.А.Томша.

Константин Константинович Сараджев – выдающийся музыкант-исполнитель ХХ века, гениальный мастер колокольного звона, композитор – автор космических Гармонизаций. Константин Сараджев обладал уникальным слухом, способным слышать и чувствовать в гармоничном звучании единство миров различных состояний матери одухотворенного Космоса. Он мог различить в музыкальной октаве 1701 тон, и считал колокол величайшим музыкальным инструментом, звук которого представляет собой более сложное явление, чем звук любого другого инструмента.

К.К.Сараджев, как выдающийся музыкальный теоретик ХХ века, обладал знаниями в области скрытых свойств и явлений музыкального звука как проявления гармоничного звучания высших сфер Вселенной, лежащего в основе существования проявленного и непроявленного Космоса. Он дал импульс будущим исследователям к изучению «Музыки», как особому явлению для будущей эволюции человечества. Его знания в области музыки до сих пор выходят за рамки существующего понимания различными науками о том, что такое «Музыка». Своей жизнью и знаниями в области музыкального звука и «Музыки» в целом, он предвосхитил будущие научные открытия не только в области музыки, но и в других областях научного знания, к которым еще не подошла современная наука.

О жизни К.К.Сараджева известно очень мало. Музыканты Москвы считали его гением. Его музыкальное творчество – практически все космические Гармонизации для рояля, которые он записал, были утрачены во время Великой отечественной войны. Труд его жизни, – музыкальная теория и доктрина «Музыка – Колокол», посвященный музыкальному мировоззрению и колокольному звону, оказался также утраченным в военные годы, за исключением одной главы. Остались только воспоминания его современников, собранные по крупицам Анастасией Цветаевой (сестрой поэтессы Марины Цветаевой). Анастасия Цветаева стала свидетелем уникального явления, которым обладал К.К.Сараджев, что нашло отражение в ее повести «Сказ о звонаре Московском».

Со слов современников, К.К.Сараджев, был загадочной личностью. С одной стороны, он был «не от мира сего» -  слушая музыку, он забывал обо всем на свете, погрузившись в свой собственный, только ему известный мир. В определенном смысле, он не видел, а слышал окружающий его мир, каждый цвет, каждый предмет, каждый человек для него звучал. С другой стороны, он был очень чутким и доброжелательным человеком, в обхождении – мягок, с открытым по-детски взглядом, радовался и сопереживал друзьям и близким людям. К.К.Сараджев, несмотря на свою необычайную способность обладания гиперсинестезированным слухом, никогда не гордился своим даром, но, наоборот, сожалел и переживал от того, что никто не может его понять, и при этом верил, что в будущем таких людей, как он, станет больше.

К.К.Сараджев совершенствовал методы звона, устройство звонницы и мечтал, чтобы колокола звучали не только в церковной службе, в которой есть определенные ограничения, связанные с церковными канонами проведения службы. Он стремился создать концертную звонницу и вывести колокольный звон в России на новый уровень музыкальный уровень концертного исполнительства. Это была цель его жизни, мечта, на достижение которой он положил всю свою короткую жизнь.

К.Сараджев обладал уникальным и непостижимым слухом, где абсолютный слух музыканта,  являлся лишь первичной ступенью к постижению этой глубины восприятия. Константин говорил: «Я в колоколе различаю 18 и даже более основных тонов, свойственных данному колоколу, и без малейшего труда могу выразить их с помощью нашей нотной системы. Я и сделал это применительно ко всем в Москве и окрестностях выдающимся колоколам. Звучание колокола гораздо более глубокое и густое, чем в струнах - жильных, металлических; чем на духовом инструменте, чем в человеческом голосе. Это оттого, что каждый тон из 1701 в колоколе дает свое, определенное сотрясение воздуха, очень похожее на кружево, я так и зову это "кружевом"».

В 20-е годы ХХ столетия в Москве К.Сараджев часто выступал с лекциями и докладами, посвященными значению колоколов. Он был первым, кто занимался этим вопросом и выносил на обсуждение в сферу профессионального музыкального сообщества. Известны выдержки из его доклада «О художественно-музыкальном значении колокола и о воспроизведении музыкальных произведений на колоколах» в Московской консерватории. Выступая перед именитыми музыкантами и профессорским составом того времени, К.Сараджев говорил, что «очень много в науке, в искусстве еще совершенно не открыто нам, особенно в области музыки, которую можно назвать наукой, музыкальной наукой. Он говорил: «Во всей области музыки есть два направления - наша музыка, к которой многие из нас очень привыкли, ей искренне преданы, как бы считают своим священным долгом отдавать себя ей, всего себя погружать в нее. Другая же - нечто совершенно иной конструкции, совершенно неведомого нам направления - колокол. Надо специально уделять время слушанию его, и делать это нужно не раз, чтобы глубоко вникнуть в свойства этой музыки, колокольной. …Теория всей колокольной музыки, все до единого правила ее не имеют ничего общего с теорией и правилами обычной музыки. В теории колокольной музыки вообще не существует того, что называем мы "нотой"; тут ноты - нет, колокол имеет на своем фоне свою индивидуальную звуковую картину - сплетение звуковых атмосфер. … Колокол! Служил он для той же церкви, играли на колоколах даже отдельные мелодии. Но до сих пор никто не имел еще понятия о том, что на колоколах можно исполнять целые симфонии».

Константин Сараджев мечтал сделать концертную звонницу из самых лучших колоколов Москвы и ее окрестностей. Этой задаче он отдал многие годы. С особой тщательностью были составлены списки необходимых колоколов. Им был сделаны чертежи звонницы, сохранившиеся до наших дней. "План Московской Художественно-музыкально-показательной концертной колокольни".

Свою теорию о колоколах и музыкальное мировоззрение К.Сараджев изложил в книге «Музыка-Колокол». Увы, военные события, переезды... Старания брата и сестры сохранить книгу Константина не увенчались успехом. Книга, попавшая в руки чужих людей, не понимавших ее ценности, не сохранилась, но то, что удалось получить родным, они сберегли: разрозненные листы последней главы книги, отрывочные черновики заключительной главы, носившей название "Мое музыкальное мировоззрение". Суть этой главы заключается в том, что это, своего рода доброе «напутствие» будущему человечеству, а также исследователям «Музыки», которой был предан К.Сараджев всем своим существом. Он писал «это слово с большой буквы, как имя собственное. Но, может быть, следует сказать еще об одном слове, имеющем громадное значение в Музыке, а именно -- "Тон". Это -- далеко не то, что он в обычном его значении, тон с маленькой буквы. "Тон" в колокольной музыке не есть просто определенный звук, а как бы живое огненное ядро звука, содержащее в себе безграничную жизненную массу, определенную, островную симфоническую картину, так называемую "Тональную Гармонизацию". Но с кем мне говорить об этом? С кем из тех, кто горько сказать, не слышит тех звучаний, которые я слышу? И это было долго глубочайшей моей тайной. Я сознаю и чувствую, что мировоззрение звуковое мое необходимо для музыкальной науки будущего…».

Заканчивая «Сказ о звонаре московском» - К.К.Сараджеве, нужно сказать, что его мечта – создание светской звонницы, при его жизни не осуществилась. В 1941 г. он находился в одном из лечебных профилакториев под Москвой. Фашистам удалось дойти до этих мест, всех пациентов они уничтожили. Погиб и Константин Константинович, которому тогда было лишь 42 года.

Спустя несколько десятилетий члены Ассоциации Колокольного Искусства России, созданной в 1989 году, высоко оценили деятельность К.Сараджева в деле развития колокольной музыки и создании художественного колокольного звона. Проводятся ежегодные фестивали колокольной музыки, посвященные К.К.Сараджеву. Началось время возрождения колокольного звона, как особой разновидности русского музыкального искусства, у самых истоков которого стоял Константин Сараджев – первооткрыватель новой эры в музыкальном искусстве колокольного звона – «Вестник звучащего Космоса».


Возврат к списку

Архив новостей: 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов