17 августа 2023 года в Детской районной библиотеке города Колпино состоялась лекция-презентация выставки «Мыслители-космисты». Лекцию провел сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов М.Ю.Гаврилов.
На лекции присутствовал 21 слушатель. М.Ю.Гаврилов рассказал слушателям о философском понятии Космоса («организованный порядок»), известном со времен великих греческих философов Гераклита, Пифагора, Геродота, Платона.
На разных эволюционных этапах своего развития человечество воспринимало ведущее Начало Космоса через мифологический, религиозный, научный виды мышления. Сложившееся научное мышление в процессе борьбы против запретов инквизиции становилось все более атеистическим и стало на путь механистичного материализма.
В конце XIX – начале XX века началась Духовная революция в России, приведшая к явлению Серебряного века в ее культуре и философской мысли. Духовная революция, в пространстве которой формировалось
новое космического мышление, несло в себе тенденцию к синтезу научного и метанаучного способа познания. Наиболее яркое выражение эта тенденция получила в философии «Русского космизма» в трудах философов Серебряного века, тесно связанных с проблемами культурно-духовной эволюции человека.
Последователи космизма символически сравнивают явление русского космизм с огромным деревом, «корнями» которого являются труды гениального русского ученого-энциклопедиста М.В.Ломоносова (1711 – 1765). Основной принцип философии Ломоносова – монизм. Он считал, что все явления в природе объясняются единой материей, которая пронизывает всю Вселенную.
«Стволом» дерева русского космизма почитают идеи философа Н.Ф.Федорова (1829-1903), который заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной, осознание универсального планетарного и космического мировоззрения. Предсказания о будущем Едином Братстве на Земле изложены в его посмертных трудах «Философия Общего дела», и отмечены высказыванием: «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех ». Будучи глубоко верующим христианином, Федоров считал, что смерть – главное зло мира, будет побеждена новой наукой.
Религиозно-философскую «ветвь» Русского космизма возглавляет В.С.Соловьев (1853 – 1900), фундаментальные философские труды которого «Духовные основы жизни» (1882), «Смысл любви» (1892) и «Оправдание добра» (1894) оказали сильнейшее влияние на образованную и творческую интеллигенцию России, а программные философские сочинения «Философские основы цельного знания» (1877), «Критика отвлеченных начал» (1877) и «Чтения о Богочеловечестве» (1878), поставили его в ряд самых выдающихся мыслителей планеты. Основной идеей его религиозной философии была идея Софии — Души Мира. София в его представлении - вечная женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. На лекции были озвучены идеи космизма религиозного направления Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского и других.
Естественно-научная «ветвь» была представлена выдающимися русскими учеными:
- К.Э.Циолковским (1857 – 1935), основоположником космонавтики, автором многих работ по физике, естествознанию, аэродинамике и воздухоплаванию, авиации и космонавтике.
- В.И.Вернадским (1863 – 1945) - выдающимся русским ученым и мыслителем, естествоиспытателем и общественным деятетелем, создателем научных школ и наук о Земле, таких как геохимия и биогеохимия. Он известен своими работами о биосфере и ноосфере.
- А.Л.Чижевским (1897 – 1964) ученым и изобретателем, поэтом и художником, философом и мыслителем-космистом, при жизни который был назван “Леонардо да Винчи ХХ века”. Он известен работами о влиянии циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы.
Среди представителей выдающихся деятелей искусства было рассказано о: - М.К.Чюрленисе (1875 – 1911) – великом художнике и композиторе, философе и поэте, представителе космизма в искусстве. Художественное творчество Чюрлениса несло в себе Красоту инобытия, которая звучала в его полотнах тонкой музыкой высших сфер и космическими ритмами. Своим творчеством он смог передать нам Красоту высших миров и нашел возможность воплотить это в своих музыкальных произведениях и художественных полотнах.
- А.Н.Скрябин (1871 – 1915) – выдающийся композитор и музыкант, философ и поэт, яркий представитель русского космизма. Композитора привлекали образы, связанные с огнем незримым и светом нездешним – в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя. «Скрябин пришел в этот мир для того, чтобы показать, что есть музыка, и какова ее космическая суть. Он сам был музыкой, ее олицетворением, ее творцом. <…> Космическая Красота слышалась в произведениях композитора, в его «Божественной поэме», в «Поэме экстаза», в «Поэме огня». Его музыка несла на Землю новое космическое мироощущение, в ней звучали Тонкие и Огненные Миры…» Л.В.Шапошникова.
Дальнейшее развитие идей космизма мы находим также в России в начале 20-х годов XX века. Эти идеи нашли отражение в новой системе познания «Живая Этика» или философии космической реальности.
Философия космической реальности «Живая Этика» была собрана и оформлена Еленой Ивановной Рерих и Николаем Константиновичем Рерихом в соавторстве с духовными Учителями Востока – Великими Махатмами.
Елена Ивановна Рерих (1879 – 1955) – выдающийся мыслитель и философ XX века, писатель и общественный деятель. Творческое наследие Е.И.Рерих очень обширно. Ее перу принадлежат такие труды как «Основы буддизма», «Криптограммы Востока», «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», книга «Чаша Востока», огромное эпистолярное наследие, насчитывающее 9 томов писем, перевод философского труда «Тайная доктрина» русской писательницы и философа Е.П.Блаватской. Главной работой жизни явилось создание Учения Живой Этики. Эта философия космической реальности, имеющая научную методологию, находит отклик в научных работах и в XXI веке в различных областях научного знания.
Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) – великий русский художник и писатель, философ и мыслитель, археолог и видный международный общественный деятель. Он инициатор и создатель первого международного договора о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов – «Пакт Рериха».
вкладом в мировую науку по изучению Центральной Азии и ее регионов.
Н.К.Рерих своим творчеством в художественных полотнах и литературных очерках отразил эволюционно-космические идеи Живой Этики – философии космической реальности.
Вопросы, поднимаемые в Живой Этике, с одной стороны, во многом созвучны идеям русских философов и ученых, художников и музыкантов – представителей «Русского космизма» и «Серебряного века», а с другой – в ней изложены основные принципы формирования космического мышления: целостный подход к изучению космического мироздания, где макро- и микрокосм составляют единое целое, а космос рассматривается во всем многообразии энергетических состояний и форм материи; «новый подход к исследованию проблем человека как космической структуры, в которой явление сознания составляет важнейшую эволюционную направленность» Шапошникова Л.В
В заключение было сказано, что идеи космизма, на протяжении тысячелетней истории, проводились в жизнь великими подвижниками Истины. Труды мыслителей-космистов своими трудами давали импульс к пониманию человеком основ земной эволюции и космического мироустройства и нашли свое полное развитие в 20-веке в философии космической реальности Живая Этика. Создавшееся в недрах идей космизма космическое мышление восстанавливает живительную для духа человека связь с Высшим Миром на новой научной основе.
« Живая Этика, как философия космической реальности, заключает в себе систему познания нового космического мышления. В ней синтетически объединились знания древние и современные, мысль Востока и Запада, нахождения эмпирической науки и метанауки, способы познания различных областей творчества, таких как наука, философия, религиозный опыт, искусство… До сего дня мы не имеем ничего подобного Живой Этике. Она позволяет нам увидеть реальный Космос, его сложные процессы, его разнообразную материю и то вечное движение, которое складывает новые комбинации и новые формы нашего Бытия.» Л.В.Шапошникова