5 июля 2023 г. в библиотеке № 1 им. Фрунзе (г. Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 46/2) состоялась лекция «Свидетель Космоса. Якоб Беме», с которой выступила сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александрова.
Якоб Бёме — выдающийся немецкий философ и ученый конца XVI - начала XVII веков, получивший от современников почетный титул «тевтонского философа» («philosophus teutonicus») и считавшийся новым пророком немецкой Реформации. Он оказал значительное влияние на европейскую культуру последующих трех столетий. Гегель назвал его первым немецким философом, а Энгельс – «предвестником грядущих философов». Под влиянием идей Беме находились философы Этингер (1702-1782), Сен-Мартен (1743-1803), Баадер (1765-1841), Шеллинг (1775—1854). Его высоко оценивали Фейербах, Гартман, Шопенгауэр; Карл Юнг считал Беме предшественником глубинной психологии. Труды Я.Беме оказали большое влияние на писателей и поэтов европейского романтизма, среди которых Тик, Новалис, братья Л. и А. Шлегели, Гофман и др.
Е.П.Блаватская писала о Я.Беме как о «великом мистическом философе, одном из самых выдающихся теософов средневековья». Его труды оказали влияние на развитие русской философской мысли рубежа XIX-XX вв., в лице Владимира Соловьева, Семёна Франка, Сергея Булгакова и особенно Николая Бердяева, который почитал Беме как «одного из величайших гениев человечества, но гениев мало доступных, остающихся в тени. Читают его лишь немногие и целые эпохи забывают о нем».
Беме родился 8 марта 1575 г. в Старом Зайденберге, в Германии (Саксония) и ушел из жизни на 50-м году также в Саксонии, в городе Гёрлиц 18 ноября 1624 года. Якоб был воспитан в лютеранской вере, в детстве он был обыкновенным пастухом, а после того, как в деревенской школе научился читать и писать, стал подмастерьем бедного сапожника в Герлице.
Годы жизни Я.Беме пришлись на конец XVI - начало XVII веков и проходили в политически раздробленной и ослабленной от потрясений Германии в период, когда заканчивались позднее средневековье и эпоха Возрождения, и начинался переход к эпохе Нового времени. Это был сложный и противоречивый исторический период – XVI и XVII столетия были для стран Европы, и для раздробленной Германии в том числе, временем громадных потрясений, динамичной и бурной эпохой их истории.
Выдающийся мыслитель, философ-космист конца XX-XXI вв. академик Л.В.Шапошникова в своих трудах писала, что большую роль в Европе этого времени играла усилившая свою деятельность инквизиция, ведущая борьбу со всякого рода ересью, инакомыслием и ростками нового мышления, которые начинают проявляться в недрах религиозного сознания позднего европейского Средневековья. Яков Беме жил в тот переходный период, когда зарождалась новая наука, приближались научная революция и последовавшее в ходе нее разделение на научный (эмпирический) и вненаучный (метанаучный) способы познания. Причиной этого разделения станет то, что католическая церковь в Средние века и на их исходе своими гонениями и кострами дискредитировала саму идею Высшего и этим она способствовала укреплению позиций экспериментальной бездуховной материалистической науки.
Источником учения Беме было Священное писание. У него также обнаруживаются элементы всех научных представлений его эпохи, прежде всего, влияние знаменитого медика Т. Парацельса (1476-1541). Также он был знаком с мистико-теософскими течениями Швенкфельда, Франка, Вейгеля и кроме этого, в его учении исследователи отмечают влияние каббалы и других восточных учений. «Но тщетно искать влияний, определивших миросозерцание Беме, - он есть явление первородное и оригинальное. Источники познания Беме - жизненные, а не книжные…», - писал Н.А.Бердяев.
Беме своим творчеством, с одной стороны, подытожил развитие религиозной мысли Возрождения, а с другой, открыл переход Запада к философии Нового времени. С гуманистами его роднит ренессансное обращение к природе, к космической жизни. Все, чему Беме учит, он стремится, как бы вывести из своей души, и весь мир, как земной, так и божественный, познать в своей душе. Философ полагает, что все, что существует и происходит во Вселенной, в Макрокосме, существует и может происходить в человеке — в микрокосме. Бёме не приводит ни одного положения без того, чтобы не сопоставить его с тем, что происходит в душе человека.
Всего Якобом Беме было написано 22 книги, в которые вошли более 30 произведений философа.
Н.А.Бердяев, высоко оценивая учение Беме, в статье «Смысл творчества» пишет: «Гениальные, превышающие время… прозрения открываются у величайшего из мистиков-гностиков всех времен – Якоба Беме…[Он] должен войти в нашу духовную жизнь как вечный элемент, ибо никогда еще гнозис человеческий не подымался до более сверхчеловеческих высот».
Я. Беме вместе с другими выдающимися личностями его эпохи - Коперником, Парацельсом, Бруно, Галилеем и другими мыслителями и учеными являлся предтечей формирования космического мышления на планете Земля, которое проявит себя во всей силе в России на рубеже XIX-XX веков. Подвигом своей жизни они приближали эту эпоху, продвигая сознание современников по пути космической эволюции. Таких подвижников Л.В.Шапошникова называла Вестниками Космической эволюции или Свидетелями Космоса.
О «тевтонском философе» в своих работах она писала «…Свидетельства Бёме об устройстве Вселенной намного обогнали не только тогдашнюю, но и современную нам науку. Из того, что он увидел духовным взором, следовало, что человек идентичен Космосу, а человеческое сердце – центр Мира. В то время ни наука, ни теология подобного не утверждали. <…> Бёме дал уникальные свидетельства о важнейшем месте человека во Вселенной. Как свидетель Космоса Бёме был намного выше современников, которые, возможно, и не подозревали о существовании подобных свидетельств…».