1 июня 2023 г. в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете (ул. 2-я Красноармейская, д. 4), в рамках экспонируемой здесь выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», подготовленной к показу Санкт-Петербургским отделением Международного Центра Рерихов, состоялась одноименная лекция, которую провела для студентов и преподавателей университета сотрудник отделения Т.В.Александрова. Выставка посвящена 120-летию путешествия Н.К. и Е.И. Рерихов по древнерусским городам, проходившего в 1903-1904 гг. Отправным пунктом «поездки по старине» стал родной город Рерихов Санкт-Петербург.
Вся жизнь и творчество Н.К.Рериха, нашего великого соотечественника, художника, ученого, мыслителя, литератора, путешественника и общественного деятеля, были наполнены любовью к Родине, ее прошлому и верой в ее великое будущее. Много лет своей жизни Н.К.Рерих провел «в хождениях по твердыням русским»; посвятил немало своих статей и выступлений красоте родной земли, проблемам сохранения ее древних памятников.
Его убежденность в необходимости охранения родной старины впоследствии выразилась в предложении всему человечеству международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха) во время войн и в мирное время. Договор получил название в честь его автора и инициатора – Н.К.Рериха; он был подписан 21 страной 15 апреля 1935 г.
В 1903-1904 гг. Н.К.Рерих совершает с Еленой Ивановной «большое паломничество... по сорока древним городам, от Казани и до границы литовской»; «Мы с Еленой Ивановной объехали, можно сказать, все сердце России, запечатлевая ее кистью, а Елена Ивановна - в пятистах фотографиях Пантеон древнего Искусства», - пишет Н.К.Рерих в одном из своих писем.
Поездка по старине была научно-художественной, проходила по поручению Императорского Русского археологического общества и Императорского Общества поощрения художеств. В ходе экспедиции проводились археологические раскопки, изучались исторические памятники, древние росписи в храмах, писались многочисленные этюды и делались фотографии памятников древнего зодчества. Кроме этого изучалось народное искусство, ремёсла, старинные обычаи, песни, сказания, легенды и т.д.
Н.К.Рерих был восхищен открывшейся ему красотой родной земли, старинными памятниками архитектуры, древней иконописью, литературой, устными преданиями, народным искусством – тем духовным богатством, духовными вехами, которые, как он хорошо понимал, являются жизненно важными устоями для настоящего и будущего страны. «Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Покрова на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и башнями! Седой Изборск, Седно, Печоры и опять несчетные белые храмы, погосты, именья со старинными часовнями и церквями домовыми и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище!», - будет позднее вспоминать Николай Константинович.
В январе 1904 года на выставке «Памятники русской архитектуры» экспонировалось около 75 этюдов, созданных Николаем Константиновичем Рерихом за эту поездку. Уникальную серию живописных произведений историк искусства Сергей Эрнст назвал «Пантеоном нашей былой славы». Выставка имела огромный успех и большое общественное значение, став мощным призывом к сохранению памятников отечественной старины. Всего за путешествие 1903-1904 гг. Н.К.Рерихом было написано более 90 этюдов памятников древнего зодчества.
Это путешествие Рерихов по городам, связанным с русской историей, явилось важной вехой, оказавшей большое влияние на все стороны творческой биографии Рериха как художника, ученого, общественного деятеля, литератора. Именно тогда, в путешествиях по земле русской, как позже вспоминал Николай Константинович, у него оформилась мысль о необходимости особого охранения святынь народных.
Восхищение красотой памятников старины у Рериха сочеталось с тревогой за их судьбу. Художник увидел повсеместные разрушения исторического и культурного наследия Руси, часто не столько под влиянием неумолимого времени, сколько вследствие невнимания, равнодушия к тому, что рядом, к подлинно великим творениям народного гения. Это побудило его в своих очерках и статьях обратиться к соотечественникам с призывом «узнать и полюбить Русь», понять значение родной старины, изучать ее и всеми мерами охранять свое национальное достояние для будущих поколений.
Много лет спустя, в 1944 г., Н.К.Рерих, вспоминая все хождения вместе с Еленой Ивановной «по твердыням русским», писал: «В статье «По старине» и во многих писаниях о храмах и стенах кремлевских говорилось о том, чем незабываема Земля Русская». Суть его очерков, выступлений, обращений можно выразить его словами - «о старине моления»: «...Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг нее. <...> ...везде любовь к старине встречалась малыми, неожиданными островками, и много где памятники стоят мертвыми». Николай Константинович описывает факты варварского небрежения стариной, факты разрушения и «порчи истинно прекрасного», с болью говорит о вымирании народной старины – национального костюма, песни, музыки, танца, исконных видов ремесла, в результате равнодушного отношения к своему, родному, тому, что рядом.
Всей силой своего сердца он стремится донести до соотечественников мысль, что любовь к родине вырастает из бережного отношения к своему прошлому, к памятникам старины, в которых «собралось все наследие былой красоты». Он призывает полюбить Русь, ее истинные сокровища, «заинтересоваться высоким и значительным», что «заменит серые будни веселою, красивою жизнью».
Идеи Н.К.Рериха в области защиты памятников старины, сформировавшиеся в начале ХХ века в России в экспедиции по древним русским городам 1903-1904 гг., внесли свой важный вклад в формирование концепции культуры Н.К.Рериха и его широкой программы по охране культурного наследия, воплотившейся в Пакте Рериха.
Истоки идеи Пакта Рериха лежат в глубокой любви Н.К.Рериха к своей Родине, ее истории и культуре. Осознав значение своей национальной культуры, он пришел к пониманию значения культурных ценностей всех народов и стран планеты, к необходимости международных действий по защите мирового культурного наследия.