25 мая 2023 года, в Санкт-Петербурге , в выставочном пространстве Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете (СПбГАСУ) в рамках экспонирования выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», приуроченной к 120-летию путешествия Н.К.Рериха и Е.И.Рерих по древним городам России, состоялась лекция для студентов архитектурного факультета СПбГАСУ. Лекцию провел Эдуард Антонович Томша, председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов (СПбОМЦР).
В своей лекции Э.А.Томша кратко представил историческую справку о том, что еще в студенческие годы Николай Рерих, проводя археологические раскопки, стал говорить о значении родной старины и задумываться о необходимости сохранения памятников археологии для будущих поколений. В 1899 г., в статье «По пути из Варяг в Греки» Николай Рерих говорит о значении родной старины, мечтает о том времени, когда «...и у нас выдвинется на сцену неприкосновенность целых исторических пейзажей», когда станет невозможным обезобразить исторический памятник современными постройками «не только в силу строительных и других практических соображений, но и во имя красоты и национального чувства».
В 1903 году Николай Константинович вместе с женой Еленой Ивановной при поддержке Императорской археологической комиссии и Императорского общества поощрения художеств посетил целый ряд городов, связанных с важными этапами русской истории и становлением исконной русской архитектуры. Поездкой «по старине» назвал это путешествие Н.К. Рерих. Он изучал древнерусскую архитектуру, старинную живопись, фольклор. Результатом поездки «по старине» стали этюды и картины, многочисленны статьи Н.К. Рериха. Наряду с этим мы сегодня можем видеть замечательные и качественные фотографии храмов, сделанные Е.И. Рерих.
В 1904 году Н.К.Рерих продолжил экспедицию по России уже самостоятельно. За весь период двухлетнего маршрута вошло более 40 городов. За два года результатом этой художественно-археологической экспедиции, как сейчас принято называть, стала серия художественных этюдов – работ художника, посвященных русским святыням – храмам и монастырям, шедеврам русского зодчества России прошлых веков. В январе 1904 года на выставке «Памятники русской архитектуры» экспонировалось около 75 этюдов, созданных Николаем Константиновичем Рерихом за эту поездку Уникальную серию живописных произведений историк искусства Сергей Эрнст назвал «Пантеоном нашей былой славы». Он писал, что художник здесь своей кистью «выразительно обобщающей и тонкой» передал ощущение того «легкого [и] благостного покоя и света», которым «так сильны все памятники древнего искусства».
Именно тогда, в 1903-1904 гг. в путешествиях по земле русской, как позже вспоминал сам Н.К.Рерих, у него оформилась мысль о необходимости особого охранения святынь прошлого. Результатом этого стал очерк «По старине», где художник обращается к соотечественникам с призывом «узнать и полюбить Русь», понять значение родной старины, изучать ее и всеми мерами охранять свое национальное достояние для будущих поколений.
В своем выступлении Э.А.Томша рассказал, что на открытии выставки можно увидеть историческую ретроспективу художественно-археологической экспедиции Н.К. Рериха, сделанные по маршруту экспедиции 1903-1904 годов с высказываниями художника в прессе и его статьях.
Э.А.Томша отметил, что путешествие «по старине» послужило импульсом для создания Н.К.Рерихом, спустя годы, концепции значения культуры, ее сохранения и защиты для будущей эволюции человечества. Его широкая общественная деятельность в защиту и сохранении культуры вначале в России, а затем и за рубежом, было осуществлена художником в первом международном Договоре о защите культурного наследия, как в военное, так и в мирное время (Пакт Рериха), послужившим основой создания и деятельности ЮНЕСКО, а также конвенция ЮНЕСКО 1954 года по защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов и два Протокола к ней.
В завершении лекции выступил заместитель декана архитектурного факультета СПбГАСУ, Олег Павлович Федоров. Он отметил важность поднятых вопросов во время лекции, раскрыл некоторые проблемы современного мира в области архитектуры и призвал студентов посетить места, связанные с путешествием Н.К.Рериха «по старине» и соприкоснуться с историей своей Родины.
Идеи Н.К.Рериха в области защиты памятников старины, сформировавшиеся в начале ХХ века в России в экспедиции по древним русским городам 1903-1904 гг. и нашедшие отражение в очерке «По старине», внесли свой важный вклад в формирование концепции культуры Н.К.Рериха и его широкой программы по охране культурного наследия, воплотившейся в Пакте Рериха.
Истоки идеи Пакта Рериха лежат в глубокой любви Н.К.Рериха к своей Родине, ее истории и культуре. Осознав значение своей национальной культуры, он пришел к пониманию значения культурных ценностей всех народов и стран планеты, к необходимости международных действий по защите мирового культурного наследия.
В одной из работ академика РАЕН Л.В.Шапошниковой мы находим следующие строки: «...Очерки Н.К.Рериха, его доклады, письма с требованиями защиты культуры дают нам возможность понять необходимость сохранения исторических памятников в наши дни, повысить свою духовную грамотность и построить то будущее нашей страны, без которого невозможны космическая эволюция и продвижение планеты на нужные ей высоты эволюции».