20 мая 2023 года в библиотеке им. Чернышевского Приморского района ( ул. Кима 4) состоялась лекция «Виктор Михайлович Васнецов: «Я сказочник, былинник, гусляр живописи». Лекцию и презентацию провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Е.В. Кучерявенко.
15 мая исполнилось 175 лет со дня рождения выдающегося русского живописца – Виктора Михайловича Васнецова. Он явился родоначальником нового, «национального» направления в русском искусстве, создал направление фольклорно-исторической живописи. Васнецов первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам и именовал себя «историческим живописцем на несколько фантастический лад». Картины «Аленушка» Васнецова, также как «Богатыри», «Иван Царевич на сером волке» являются ярчайшими представителями данного направления в творчестве художника.
Его твopчeское наследие интересно и многогранно. Картины бытового жанра и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей; портретная живопись и орнаментальное искусство; а также религиозная живопись — таков творческий диапазон художника. Кроме того, Виктор Васнецов также был известен своей работой в области театрального искусства. Он создавал декорации и костюмы для спектаклей, в том числе для постановок в Московском художественном театре. Еще одним важным направлением для художника была архитектура. Он создавал эскизы зданий и настенных росписей для учреждений и храмов. К примеру, его кисти принадлежит панно "Каменный век" в Историческом музее.
Родился В. М. Васнецов 15 мая 1848 года в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1868–1875 годах учился в Петербургской Академии художеств. В 1876 году был в Париже, затем в Италии. С 1874 года постоянно участвовал в выставках передвижников. В 1892 году получил звание академика.
С 1878 года Васнецов поселился в Москве, где им были написаны самые известные картины. Художник был одним из организаторов и активным членом Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова в 1880-х годах. В 1885-1896 годах принимал участие в работе над росписями Владимирского собора в Киеве. Обращение к религиозной теме им было продолжено в мозаиках для храма Вознесения в Петербурге, росписях и мозаиках храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и т.д.
Николай Рерих написал несколько статей о В.М. Васнецове. В одной из них (в 1902 году) он говорил об огромном значении Васнецова в русском искусстве: «Васнецов совершенно самостоятельно почувствовал потребность обернуться к чисто русской красоте. Инстинкт подсказал ему необходимость исканий "Руси", не академической, не передвижнической, а настоящей, затерявшейся в далекой старине, сохранившейся лишь в немногих забытых уголках и в нашей незатейливой природе, именно той Руси, которую так счастливо разрабатывают Суриков, Нестеров, Малютин, Головин, Поленов и др. Путь к народным формам красоты, стремление к первоисточникам поэзии, к тому же в самое неблагоприятное для такого порыва время - вот заслуга В. Васнецова.»
Творчество В.М. Васнецова оказало решающее воздействие на становление целой плеяды мастеров, таких как М. Нестеров. А. Рябушкин, С. Малютин, И. Билибин, Б. Кустодиев и других, для которых народное национальное искусство становиться е только источником тем и образов, но и подлинной школой творчества.
Лекция сопровождалась презентацией. После лекции слушатели задавали вопросы, на которые ответила Е.В. Кучерявенко.