12 мая 2023 года в Библиотеке им. К.А. Тимирязева (ул. Шкапина,6) состоялась лекция «Карл Иванович Май и гимназия Мая». Лекцию и презентацию провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Гарина И.Н.
Карл Иванович Май родился 29 октября 1820 г. Был выдающимся
педагогом, организатором и первым директором школы Карла Мая.
Человек кристальной чистоты, честности и удивительной преданности своему делу.
Школа его была особенной, здесь давались не только знания, но и прививались нравственные качества, эстетические чувства. Развивали здоровье и волю учеников, находя индивидуальный подход к каждому.
После окончания историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, Карл Май был домашним учителем в семье Дашковых, а позже преподавал географию в Лесном институте. К 30 годам он уже имел репутацию отличного педагога.
В то время в Российском обществе пробуждался интерес к различным сторонам жизни и вопрос о воспитании и образовании волновал многих. Вырос запрос на образованных служащих, грамотных рабочих, инженеров.
Школа Мая - частная немецкая мужская школа - была открыта в Санкт-Петербурге 22 сентября 1856 г. Первым директором стал сам К.И. Май. Основным девизом школы было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить — потом учить», в соответствии с которым был создан коллектив педагогов, состоящий только из людей, обладавших высокими нравственными и профессиональными качествами. Выпускник школы 1918 г. писатель Лев Успенский отмечал в воспоминаниях: «…у Мая нет и быть не может педагогов-мракобесов, учителей-черносотенцев, людей “в футлярах”, чиновников в вицмундирах. Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одарённости».
Вторым директором стал Василий Александрович Крокау, третьим и как оказалось последним – Александр Лаврентьевич Липовский.
Созданная К.И. Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьёй, стремление педагогов учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика, научить их самостоятельно мыслить. Всё это в сочетании с высоким качеством образования позволяло год за годом выпускать из стен школы высоконравственных, разносторонне развитых юношей, готовых к труду, полезному для общества.
Из школы Мая вышло немало одаренных людей. В школу Мая шли семьями. Здесь учились 8 представителей семьи Бенуа, 6 - Семеновых- Тян- Шанских, 8- Римских- Корсаковых, 5- Рерихов и другие. (Более 90 учеников стали докторами наук, 26 избраны действительными членами или членами-корреспондентами Академии наук или Академии художеств). Известен факт, что вовремя 1 Мировой войны при школе был создан госпиталь - он разместился в помещении, предоставленном одной из родительниц, в доме на Николаевской набережной (ныне Лейтенанта Шмидта). Там установили 30 коек и торжественно освятили «Лазарет имени Гимназии и Реального училища К. Мая в память Императора Александра I».
Один из самых выдающихся учеников школы Карла Мая - Николай Константинович Рерих. Из предметов Николай Константинович особо любил историю, литературу и труды классических авторов. Начиная с первых лет гимназии, наряду с собственно обучением и уже продолжая литературные и театральные опыты, Николай Константинович значительно расширил круг своих интересов — он увлекся собиранием разнообразных коллекций: "Сызмальства любил собирать. Было [собрание] энтомологическое — бабочки, жуки. Было минералогическое. Было орнитологическое. Учился у препаратора Академии Наук. Было дендрологическое. Было археологическое — раздал по музеям. Было огромное каменного века — предполагалось отдать в музей Академии Наук…».
Ещё один из выдающихся учеников Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Школа К. И. Мая наложила сильный отпечаток и на мои интересы, и на мой путь жизненный, я бы сказал мировоззренческий, опыт… Я вспоминаю те несколько лет, которые я провел у Мая, с великой благодарностью. Даже почтенный швейцар, который приветствовал нас по-немецки, а прощался по-итальянски, учил нас вежливости собственным примером – как много все это значило для нас, мальчиков!».
В целом историю школы условно можно разделить на четыре крупных периода: дореволюционный (1856-1918, гимназия и реальное училище); довоенный (1918-1937, советская школа); военный (1937-1944, шестая специальная артиллерийская школа) и послевоенный (после 1944 г., пятая средняя школа). Имя Карла Мая вернулось только в середине 1980-х годов, во многом благодаря учившемуся здесь будущему академику Дмитрию Лихачеву. Именно он в 1995 г. открыл Музей школы Карла Мая, созданный в бывшей гимназии по инициативе члена-корреспондента РАН, директора Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации Рафаэля Юсупова. На фасаде здания была открыта мемориальная доска и воссоздан барельеф майского жука.
После окончания лекции И.Н. Гариной были даны ответы на заданные вопросы.