9 апреля в Центральной районной библиотеке «В Озерках» (пр. Энгельса, 111/1) состоялась лекция о С.П.Дягилеве, которую прочитал сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Саулин Филипп Валерьевич.
В рамках лекции слушатели познакомились с жизнью и творчеством Сергея Павловича Дягилева - крупнейшей фигуры в пространстве мировой культуры, великого импресарио, реформатора европейской сцены, обладавшего неиссякаемым вдохновением, пламенностью и уникальным организаторским талантом, а также с главным делом его жизни – знаменитыми «Русскими сезонами», прославившими культуру нашей страны на весь мир.
Творческий путь великого импресарио был представлен периодом вплоть до 1913 года – «пика» триумфа «Русских сезонов», когда Николай Константинович Рерих и Игорь Федорович Стравинский, участвовавшие в «сезонах» по приглашению Дягилева, завершили работу над балетом «Весна священная» и представили его публике.
Сыграв одну из главных ролей в популяризации русского искусства в Европе и Америке на рубеже XIX – XX веков, Дягилев явился тем титаном духа, который взял на себя смелость влиять на ход истории мирового искусства того времени, и изменять его, в соответствии со своими творческими идеями. Он открыл миру множество талантливых художников, композиторов и артистов балета, многие из которых именно благодаря участию в «Русских сезонах» приобрели мировую известность и власть определять пути мирового искусства в будущем.
Сергей Павлович Дягилев произвел настоящую революцию в мире театрального искусства, показав миру русский балет – балет, каким он еще не был никогда раньше – новаторским, ярким, незабываемым, и технически совершенным.
Художественное оформление спектаклей сыграло не меньшую роль в завоевании признания русской культуры на западе. И одним из главных художников – творцов славы русского искусства за рубежом, оказавших огромное влияние на эстетическую составляющую «сезонов», стал всемирно известный русский художник, археолог, путешественник, писатель и международный общественный деятель Николай Константинович Рерих.
Значение вклада Николая Рериха в дело «Русских сезонов», триумф которых состоялся во многом благодаря его сценографии, декорациям, костюмам, а также созданию идеи и либретто к балету «Весна священная» И.Ф.Стравинского, невозможно переоценить.
Михаил Фокин в своей статье 1919 г. пишет следующие строки: «Театр многим обязан Рериху. Его работы для русской оперы, балета, драмы всегда создавали атмосферу высокой художественности, помогали артисту. … его декорации не развлекали зрителя ненужными подробностями …, а помогали ему сосредоточиться и почувствовать смысл, дух, характер действия и музыки».
Николай Константинович ценил сотрудничество с Сергеем Дягилевым, особенно отмечая его увлеченность, бескорыстный энтузиазм и любовь к искусству. Уже находясь в Индии, он узнает о смерти Сергея Павловича в 1929 г., и пишет в его память статью «Венок Дягилеву», которая печатается в журнале Лиги композиторов в Нью-Йорке в 1930 г.
В завершение своей лекции Филипп Валерьевич прочитал слушателям отрывки из этой статьи.
Выступление сопровождалось показом фото-презентации, в конце выступления лектор ответил на вопросы слушателей.
См. также пост библиотеке «В Озерках»: https://vk.com/engelsa111?w=wall-101045506_9545