22 марта 2023 г. в детской районной библиотеке Колпинского района г. Санкт-Петербурга (г. Колпино, ул. Веры Слуцкой, д. 50) состоялась лекция «Художественное объединение «Мир искусства», которую прочитала для студентов Академии промышленных технологий и жителей Колпино сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В. Александрова.
«Мир искусства» (1898 – 1924) – объединение русских художников, созданное в Петербурге в конце XIX века, заявившее о себе одноименными литературно-художественным журналом (1899 –1904) и выставками (последняя состоялась в Париже в 1927 году). Общество художников «Мир искусства» возникло и существовало в Петербурге с 1898 по 1904 годы, и вновь возродилось в 1910 году.
Объединение художников «Мир искусства» оформилось в конце 1890-х гг. в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым. Помимо основного ядра (Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансерс, А.П. Остроумова-Лебедева, К.А. Сомов). «Мир искусства» включал многих петербургских и московских живописцев и графиков (И.Я. Билибин, А.Я. Головин, И.Э. Грабарь, К.А. Коровин, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, В.А. Серов и др.). В выставках «Мира искусства» участвовали М.А. Врубель, И.И. Левитан, М.В. Нестеров и др.
Участников сообщества «Мир искусства» объединял интерес к ушедшим эпохам и стилям, культ прекрасного, романтизм с налетом иронии, общее понимание значения искусства в жизни человека. Все остальное: темы, образы, художественные методы – выбиралось самостоятельно и свободно.
Журнал «Мир искусства» (выходил с 1898 по 1904 год) - образцовое издание об искусстве, публиковавшее как труды художников объединения — Грабаря, Бенуа и других, — так и статьи иностранных искусствоведов, рецензии и материалы по литературе и философии. И, конечно, важную часть журнала составляли роскошные иллюстрации мирискусников.
Характерными чертами творчества художников «Мира искусства» являлись: ретроспективизм - обращение к традиции прошедших эпох и «прочтение» их умом и глазами современного человека; новый взгляд на петербургскую тему (изображение Петербурга как прекрасного города с великолепной классической архитектурой, в противовес сформировавшемуся видению его как чиновничьего города, с мрачными дворами-колодцами); особая роль народного эпоса, сказки в искусстве рубежа веков и в творчестве мирискусников и др.
Участники объединения внесли большой вклад в расцвет искусства книги, портрета, декоративно-прикладного, монументально-декорационного, театрального искусства эпохи модерна, в основе которого лежит идея синтеза искусств.
История объединения на втором этапе - с 1910-1924 разворачивалась в условиях изменившейся художественной ситуации в России и появления новых группировок с другими установками и взглядами на развитие искусства.
Н.К. Рерих как участник объединения впервые показал свои произведения в 1900–1902 гг. на выставке «Мир искусства» в Москве в 1902 году и в начале 1903 года на двух выставках объединения в Петербурге. В 1910 году он занял должность председателя объединения «Мир искусства» и возглавил движение по возрождению организации и возобновлению выставочной деятельности.
«Мир искусства» был не просто одним из объединений художников-новаторов; он стал мощным движением отечественной культуры к обогащению и обновлению, объединив вокруг себя значительные творческие силы и новаторскую интеллектуальную элиту. С ними были близки А.А. Блок, А. Белый, М.А. Кузмин, З. Гиппиус, В. Розанов, Вяч. И. Иванов, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, К.Д. Бальмонт, Д. Мережковский. С «Миром искусства» сотрудничали композиторы и театральные деятели Н.К. Метнер, К.С. Станиславский, М.М. Фокин, А.Н. Скрябин.
В заключение мероприятия лектор ответила на вопросы слушателей.