18 марта 2023 г. в Центральной районной библиотеке «В Озерках» (г. Санкт-Петербург, пр. Энгельса, 111 к.1) состоялась лекция «Художественное объединение «Мир искусства», которую прочитала сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В. Александрова.
Важную роль в русской культуре рубежа XIX-XX века сыграло художественное объединение «Мир искусства» - творческое объединение художников, существовавшее с конца 1890-х гг. до 1924 (с перерывами). В основное ядро объединения входили А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, К.А. Сомов, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, И.Я. Билибин. К «Миру искусства» примыкали К.А. Коровин, М.А. Врубель, А.Я. Головин, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, С.Ю. Судейкин, Б.И. Анисфельд и др. Главными идеологами этого художественного объединения выступили А.Н. Бенуа и С.П. Дягилев.
Идейно-эстетическая платформа общества основывалась на свободе творческого поиска, идее синтеза искусств и поисках красоты, как сущности художественного творчества. Характерными чертами многих представителей объединения стал особый род ретроспективизма, основанный на внимательном отношении к старине и многообразном использовании в художественном творчестве историко-культурного опыта прежних эпох, желании противопоставить тревожной реальности исконные духовные и художественные ценности. Большой вклад участники объединения внесли в расцвет искусства книги, портрета, декоративно-прикладного, монументально-декорационного, театрального искусства эпохи модерна, в основе которого лежит идея синтеза искусств.
Движение издавало и одноименный журнал, первый номер которого вышел в ноябре 1898 году, впоследствии занявший ведущее место среди литературно-художественных изданий России того времени. Журнал сам по себе являлся произведением искусства и открыл череду великолепно оформленных журналов по искусству нового типа: «Весы», «Золотое руно», «Аполлон».
Он представлял собой тетради большого формата, переплетавшиеся по полугодиям, что составляло увесистые тома. «Мир искусства» открыл читателю классическую красоту Петербурга и его окрестностей, стремился донести до него значение русской средневековой архитектуры и иконописи; заставил задуматься о современном значении древних цивилизаций и о необходимости серьезно переоценить свое литературное наследие. В журнале также делали обзоры крупных европейских выставок, печатали интересные статьи об искусстве, творчестве зарубежных художников, что очень расширяло горизонты российской публики.
Под эгидой журнала «Мир искусства» с 1899 по 1903 прошло пять выставок. Их тщательно готовили, продумывали, декорировали. Они отличались от передвижных и академических выставок особой праздничной атмосферой, развеской. Мирискусники заложили эстетические принципы выставочной деятельности.
С появлением множества новых течений деятельность сообщества начала постепенно угасать. В 1903 прекратились выставки, а год спустя по причине отсутствия финансирования пришлось закрыть журнал. В 1906 году состоялась последняя масштабная выставка при участии Сергея Дягилева, после чего он сосредоточил свои усилия на театральных проектах. В 1910 году, на новом этапе объединения «Мир искусства», должность председателя занял Н.К. Рерих, который возглавил движение по возрождению организации и возобновлению выставочной деятельности.
«Мир искусства» был не просто одним из объединений художников-новаторов; он стал мощным движением отечественной культуры к обогащению и обновлению, объединив вокруг себя значительные творческие силы и новаторскую интеллектуальную элиту. С ними были близки А.А. Блок, А. Белый, М.А. Кузмин, З. Гиппиус, В. Розанов, Вяч. И. Иванов, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, К.Д. Бальмонт, Д. Мережковский. С «Миром искусства» сотрудничали композиторы и театральные деятели Н.К. Метнер, К.С. Станиславский, М.М. Фокин, А.Н. Скрябин.