16 марта 2023 г. в библиотеке им. Л.Н.Толстого (г. Санкт-Петербург, 6 л. В.О., д. 17) состоялась лекция «Дайте детям возможность мыслить!» Идеи Рерихов о воспитании и образовании», которую провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александрова.
Духовно-философское наследие Рерихов, основанное на философии космической реальности - Живой Этике, все пронизано идеями воспитания и образования; в нем заложены основные вехи для развития педагогики в современных условиях противостояния Культуры и цивилизации. Важнейшими неотъемлемыми составляющими правильного воспитания и образования являются, с точки зрения Рерихов, семья, учитель, само устройство образовательного учреждения, а основополагающую роль в этом процессе они отводили Культуре. Н.К.Рерих писал: «Если вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете? С достоинством вы можете ответить: «Мы хотели бы жить в стране великой Культуры». В такой стране, где будут почитаться знание, красота и культура. Для осуществления такой мечты нужен новый человек – строитель и творец, сотрудник Космических Сил.
Н.К.Рерих известен как создатель Знамени Мира - охранительного символа сокровищ мировой культуры, описанного в международном Договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, названном в честь его автора Пактом Рериха. Мыслитель считал, что идею об основополагающей роли культуры в жизни человека и общества и необходимости всенародной защиты ее непреходящих ценностей, которыми живо человечество, надо закладывать в сознание людей с детских лет. И огромная роль в воспитании осознанного приобщения к культуре и необходимости сохранения культурных ценностей принадлежит деятельности средней и высшей школы.
Под воспитанием Рерихи подразумевали «питание всем возвышенным и утонченным» и считали, что «Воспитание идет впереди образования. Только воспитание может заложить основы спокойствия и труда»; «...воспитание прежде всего касается всей внутренней сущности человека, всего его характера, и есть внесение основ Этики в детское сознание с возможно ранних лет».
Целью воспитания Елена Ивановна Рерих считает «рождение истинного человека»; человека духовно развитого, нравственно воспитанного, носителя нового миропонимания, который мыслит себя жителем не только Земли, но и Вселенной.
Смысл воспитательной работы Е.И.Рерих видит в том, чтобы побудить ребенка к самовоспитанию – осознанной, целенаправленной, систематической деятельности по самосовершенствованию.
В своих письмах Е.И.Рерих подчеркивает: «Не об удобствах молодежи нужно думать, но о лучшем вооружении ее к жизненной борьбе, которая есть непреложный космический закон».
В трудах Рерихов проводится мысль, что «Программа воспитания так широка, как сама жизнь».
Семья Рерихов в своем творческом наследии не только теоретически дала ответы на вопросы воспитания и образования, но и реализовала свои идеи на практике жизни.
Е.И.Рерих воспитывала своих сыновей и направляла их деятельность и во взрослой жизни. Многие практические советы по воспитанию и образованию она давала своим читателям (см. Письма Е.И.Рерих); прекрасные советы по самовоспитанию даны в ее обращениях к молодежи («Напутствие молодым друзьям» и др.).
Н.К.Рерих в работе Рисовальной школы при Императорском Обществе поощрения художеств, (г. Санкт-Петербург), сумел осуществить свои педагогические принципы и идеи по созданию широкопрофильного художественного учреждения, совершенно иначе построив здесь образовательный процесс с точки зрения приобщения учащихся к русской и мировой культуре. Те же принципы, но в более широком масштабе Н.К.Рерих воплотил в культурно-образовательных учреждениях, созданных им в США в начале ХХ века, главной целью которых было сближение народов через культуру и искусство.
С.Н.Рерих, продолжая дело своих родителей, принимал активное участие в работе культурно-образовательных учреждений в Индии: Художественной школы-интерната им. Ауробиндо Гхоша и культурно-просветительского Центра искусств «Читракала Паришад», созданных в Бангалоре и впоследствии ставших отделениями местного университета.