25 февраля 2023 г. в Белом зале Библиотеки истории и культуры Петербурга (ул. Марата, 72), в рамках Лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов состоялась десятая лекция цикла «Петербург на рубеже веков. Н.К.Рерих и его выдающиеся современники: «Прорыв к нетленной Красоте. Жизнь и творческий подвиг Михаила Врубеля». Лекцию прочитала сотрудник отделения Т.В.Александрова.
М.А.Врубель (1856 – 1910) - один из крупнейших русских художников рубежа XIX–XX веков, человек уникальной одаренности. Подобно художникам эпохи Возрождения, Врубель работал в самых различных сферах искусства: живописец и график, скульптор и монументалист, мастер декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства.
Годы творчества Врубеля (1880—1910) падают на переломное время в истории русской культуры. Рубеж ХIХ-ХХ вв. в России был периодом резкой болезненной ломки, переоценки ценностей, острой борьбы направлений, что отразилось прямо и косвенно на всех сферах жизни. Путь Врубеля в искусстве совпал с формированием символизма и оказался высшей концентрацией «духовной напряженности, религиозной взволнованности», «чувства таинственности мира», которые обволакивали и питали рубежную культуру.
Уже во время обучения в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские; он всерьёз увлекается философией Канта, его влекут личности сильные, мятежные, часто - трагические. Известное кредо Врубеля — «иллюзионировать душу, будить ее от мелочей будничного величавыми образами». К образам народного эпоса, Библии, Шекспира, Лермонтова, Пушкина Врубель обращался постоянно, трактуя их с глубокой серьезностью.
Почти никем не понятый, большую часть жизни он стоически переносил бедность, порой нищету. При этом он всегда ощущал свое предназначение: «непременно скажу что-то новое»; держался особняком и шел своим собственным путем.
Оглядываясь на пройденный путь Врубеля, в 1910 г. Н.К.Рерих писал: «...У нас так мало художников со свободной душой, полной своих песен. Но не дали Врубелю сделать что-либо цельное; такую храмину, где бы он был единым создателем»; «...Врубель, не знавший середины, был страшен для мудрецов серединной культуры. Долго в холодном хоре убивавших искусство почти одиноко звучал голос Врубеля. Приятно было видеть, как «жрецы середины» негодовали перед лучшими созданиями Врубеля. Бесконечный напор нашей волны безразличия выносил Врубель».
Необходимо сказать, что и в ХХ в., и настоящее время творчество Врубеля в научно-популярной литературе и, как следствие, в массовом сознании зачастую традиционно наделяется чертами декадентства; тематика и сюжеты его творчества, по сути, исчерпывались «демонианой», а цветовая палитра сводилась к сумрачному сине-лиловому колориту.
В действительности в творчестве художника помимо темы Демона получили свое развитие и многие другие темы: Пророк, русский фольклор, тема национальной старины, на основе чего были созданы великолепные циклы картин, панно и произведений декоративно-прикладного искусства.
Врубель – художник со сложной судьбой. Известный исследователь его творчества Н.А.Дмитриева сравнила его творческую биографию с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно, наподобие рока. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Акт первый - 1880-е годы - пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью. Акт второй - московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным». Акт третий: 1903-1906 годы, связанные с болезнью Врубеля, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы художника. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже без творчества.
Встреча с С.И.Мамонтовым в 1887 г. стала для художника судьбоносной. Меценат ввел Врубеля в круг известных людей. Врубель присоединяется к абрамцевскому кружку, к которому принадлежали не только художники (В.Серов, К.Коровин, И.Левитан и др.), но и музыканты. Савва Иванович предоставил Врубелю свой керамический завод для реализации экспериментов в области керамики; пригласил в свой театр, где Врубель стал главным художником. Именно благодаря Мамонтову Врубель получил заказы на роспись московских особняков. При поддержке Мамонтова Врубель создал немало своих выдающихся работ. Самое главное событие в жизни Врубеля, которое произошло благодаря С.И.Мамонтову, - встреча с будущей женой, ставшей его музой на все оставшиеся годы, оперной певицей Надеждой Ивановной Забелой.
К лучшим произведениям Врубеля относятся станковые картины, причем чаще всего написанные не по заказу, а по собственному побуждению. Это картины, заслуженно считающиеся врубелевской «классикой»: «Девочка на фоне персидского ковра» (1886), портреты С.И.Мамонтова (1897), К.Д.Арцыбушева (1895-1896), «Испания» (1894), «Гадалка» (1895), «Портрет жены Н.И.Забелы-Врубель в туалете ампир» (1898), «Богатырь» (1899), «Пан» (1899), «К ночи» (1900), «Портрет сына художника» (1902), «Царевна-Лебедь» (1900), «Сирень» (1900, 1901) и многие другие.
Необыкновенно красиво сказал о произведениях Врубеля Н.К.Рерих: «...Легко запоминаются многие хорошие картины... Наглядевшись вдоволь, через время опять хочется вернуться к хорошему знакомому и долго покойно сидеть с ним, и опять не страшит промежуток разлуки.
Но иначе бывает перед вещами Врубеля. Они слишком полны. Уходя от них, всегда хочется вернуться. Чувствуется всем существом, сколько ещё не досмотрено, сколько нового ещё можно найти. Хочется жить с ними. Хочется видеть их и утром, и вечером, и в разных освещениях. И все будет новое.
Сами прелести случайностей жизни бездонно напитали вещи Врубеля, прелести случайные, великие лишь смыслом красоты. Какая-то необъятная сказка есть в них; и в «Царевне-Лебеди», и в «Восточной сказке», полной искр, ковров и огня, и в «Пане» с этими поразительными глазами, и в демонах, и во всей массе удивительно неожиданных мотивов. Таинственный голубой цветок живёт в этом чистом торжестве искусства».
Сквозная тема в творчестве Врубеля – тема Демона. Уже современники воспринимали трех «Демонов» художника (сидящего, летящего и поверженного) как некую сюиту, единое произведение длиною и ценою в жизнь.
Понятия «демоническое», «демонизм» чаще всего воспринимаются с негативным оттенком, однако этот термин многозначен и имеет множество оттенков. Истоки понятия восходят к античности (Сократ, Платон), где Демон (даймон) обозначал душу человека, его внутренний голос. В течение веков это понятие трансформировалось и приобретало разные смыслы, в том числе и негативные.
«Демоническое» - один из аспектов своеобразия русской художественной культуры, особенно эта тема значима в литературе. К ней обращались А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский; кульминации она достигает в искусстве рубежа XIX - XX вв. (А. Блок, В. Брюсов, М. Волошин, М. Врубель, Д. Мережковский, Ф. Сологуб и др.). Демоническая тема была актуальна у символистов, так как она позволяла размышлять о вечных вопросах добра и зла, жизни и смерти, вечности и бессмертия.
Сам Врубель утверждал, что «Демон» значит «душа» и «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».
В 1904 г. Врубель с женой едут в Петербург, где наступает последний период творчества художника. Начавшись в Киеве с величавых образов ангелов и пророков, он завершается в Петербурге образом Небесного Вестника («Шестикрылый серафим») и автопортретным образом пророка («Голова пророка»), по замыслу связанными со стихотворением Пушкина «Пророк».
Признание пришло к Врубелю слишком поздно. Когда он уже был безнадежно болен, его творчество, наконец, было оценено по достоинству. М.А.Врубель оставил более 200 произведений. Среди них - портреты, картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесов и костюмов, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху и широте творческого диапазона. Его искусство и сегодня продолжает «будить душу от мелочей будничного величавыми образами».
Сильное влияние Врубеля испытали многие крупные русские художники начала XX века. Доказавший своим творчеством, что глубинное постижение окружающего мира закономерно предполагает переход по ту сторону его внешней видимости, Врубель стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех новых поисков русского искусства XX века.
Н.К.Рерих в очерке «Врубель» провидчески писал: «Память о Врубеле будет расти. Его творчество в будущем оценят гораздо лучше, гораздо глубже, нежели сейчас. Будущие люди поймут настоящие размеры его таланта. Будет всегда свежа о нём память. И там, где нам ничего не известно, вознесётся по заслугам дух Врубеля, и ради его великой жертвы искусству будут ему легки, будут ему светлы его новые пути».