12 февраля 2023 г. в Центральной районной библиотеке Выборгского района «В Озерках» (г. Санкт-Петербург, пр. Энгельса, 111/1) состоялась лекция ««Дайте детям возможность мыслить!» Идеи Рерихов о воспитании и образовании», которую провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александрова.
Духовно-философское наследие Рерихов, основанное на философии космической реальности - Живой Этике, все пронизано идеями воспитания и образования. Чрезвычайно важным является в настоящее время обращение к идеям Рерихов и применение их в своей деятельности педагогическим и научным сообществом для преодоления кризисных явлений в отечественной образовательной системе.
В научно-философском наследии Рерихов представлено широкое видение места и роли человека в структуре Мироздания и путей воспитания личности, способной к самосовершенствованию и творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира. Важнейшими неотъемлемыми составляющими правильного воспитания и образования являются семья, учитель, само устройство образовательного учреждения, а основополагающую роль в этом процессе Рерихи отводили Культуре.
Под воспитанием Рерихи подразумевали «питание всем возвышенным и утонченным» и считали, что «Воспитание идет впереди образования»; «...воспитание прежде всего касается всей внутренней сущности человека, всего его характера, и есть внесение основ Этики в детское сознание с возможно ранних лет». Целью воспитания Елена Ивановна Рерих считает «рождение истинного человека»; человека духовно развитого, нравственно воспитанного, носителя нового миропонимания, который мыслит себя жителем не только Земли, но и Вселенной. Смысл воспитательной работы Е.И.Рерих видит в том, чтобы побудить ребенка к самовоспитанию – осознанной, целенаправленной, систематической деятельности по самосовершенствованию. В своих письмах Е.И.Рерих подчеркивает: «Не об удобствах молодежи нужно думать, но о лучшем вооружении ее к жизненной борьбе, которая есть непреложный космический закон».
Принципы воспитания и образования, изложенные в трудах Рерихов, касаются как детей, так и взрослых.
Семья Рерихов в своем творческом наследии не только теоретически дала ответы на вопросы воспитания и образования, но и реализовала свои идеи в жизни, воспитав двух прекрасных сыновей, выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры, патриотов своей Родины.
Многие практические советы по образованию, воспитанию и самововоспитанию Е.И.Рерих давала своим многочисленным корреспондентам (см. Письма Е.И.Рерих).
Н.К.Рерих в работе Рисовальной школы при Императорском обществе поощрения художеств в С.анкт-Петербурге, сумел осуществить свои принципы и идеи по созданию широко-профильного художественного образовательного учреждения, основанного на синтезе искусств. Те же принципы, но в более широком масштабе Н.К.Рерих воплотил в культурно-образовательных учреждениях, созданных им в США в начале ХХ века.
С.Н.Рерих, продолжая дело своих родителей, принимал активное участие в работе культурно-образовательных учреждений в Индии: Художественной школы-интерната им. Ауробиндо Гхоша и культурно-просветительского Центра искусств «Читракала Паришад», созданных в Бангалоре и впоследствии ставших отделениями местного университета.