Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) –яркий русский прозаик серебряного века. В творчестве Андреева сочетаются реализм и экспрессионизм (течение модернизма). Стиль Андреева – метафорический, эмоциональный, яркий. Личность Леонида Андреева как человека весьма сложна и противоречива. С точки зрения формы Андреев – экспрессионист, а с точки зрения содержания – экзистенциалист.
Леонид Андреев родился 21 августа 1871 года в Орле на 2-й Пушкарной улице.
Его отец Николай Иванович был сыном предводителя дворянства и крепостной девушки, а мама Анастасия Николаевна была из семьи разорившегося польского помещика.
Под влиянием произведений Шопенгаура и Ницше в юности Леонид Андреев совершил, к счастью несколько неудавшихся попыток самоубийства. В 16 лет он оказался в ситуации внезапной смерти своего отца, на котором держалось все благосостояние семьи. Семнадцатилетний Леонид со всей ответственностью взвалил на себя ношу главы семейства, здесь его философский пессимизм столкнулся с простыми человеческими чувствами — любовью и жалостью к близким людям, столкнулся и… отступил. Портрет подростка-самоубийцы в его будущем рассказе «Весной», несомненно, написан Андреевым с себя самого.
Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени материальные условия семьи чрезвычайно ухудшились. Семья сильно нуждалась, даже голодала. В 1893 году, исключённый за неуплату из Петербургского университета Андреев перевёлся на юридический факультет Московского университета.
В ноябре 1897 года безвестный студент Андреев начинает карьеру репортера в газете «Курьер». И далее — за пять лет — он напечатает в «Курьере» около тридцати рассказов и более двухсот фельетонов. И к 5-му апреля 1898 года на первой полосе газеты был опубликован рассказ «Баргамот и Гараська» Леонида Андреева. «…от этого рассказа на меня повеяло крепким дуновением таланта, — писал о своем первом впечатлении от рассказа М. Горький. Благодаря дружбе и протекции Горького неизвестный никому скромный репортер газеты Леонид Андреев стал знаменит в России как писатель и серьезно поправляет свое финансовое положение благодаря большим тиражам его книг в издательстве «Знание». После опубликования рассказа «Жили-были» Лев Толстой и другие «сторожа при храме» реалистической литературы безоговорочно признавая и стиль, и мастерство психологического портрета Андреева, были смущены, с какой свободой разгуливают по страницам его рассказов Ужас и Смерть. После всех газетных перебранок слава его — и уже с привкусом скандальности — становилась все громче, а вот нервы начали сдавать, и в 1902–1903 годах Андреев переживает свой первый творческий кризис.
Рассказ «Красный смех» — мучительно найденный ответ Андреева на вызов времени, посвященный трагическим эпизодам русско-японской войны. Дмитрий Мережковский упрекал Андреева в чрезмерности гротескной преувеличенности событий, а главное — по тому, что за этими картинами и событиями ощущался крайне эмоциональный авторский — даже не голос, а крик — этот текст является одним из наитипичнейших и наиболее выразительных произведений русского литературного экспрессионизма.
Русская революция 1905 года открыла для Андреева-писателя новые возможности: обнаружилось вдруг, что разрушительный пафос масс и геройство рыцарей-одиночек стали новым «коньком» Леонида Николаевича, эти темы отражены в его произведениях «Тьма», «К звездам», «Рассказ о семи повешенных» и приносили автору огромный успех.
Для «раннего Андреева» прежний мир нес еще остатки теплоты, исходившей от символов прошлого. Но рождающийся в его рассказах «другой человек» уже отказывался от всяких компромиссов с уют ным мирком, его интересовали «вечность и бесконечность», те «пограничные ситуации», где на свои яростные вопросы к прежним пророкам его герои бескомпромиссно требовали ясных ответов и не получали их. Так, Андреев безоговорочно принял Горького в его отрицании прошлых символов и праве человека на подобное отрицание, однако созидающий пафос Буревестника оказался ему бесконечно чужд. Чем более комфортным было существование Леонида Андреева, тем более тревожными становились образы, всплывающие во время «ночных бдений». Еще не знакомый с Андреевым Блок, читая рассказы Андреева, чутко почувствовал «хаос», который носил Андреев у себя в душе.
В 1908 году сцена приняла драматурга Леонида Андреева с энтузиазмом: в течение десяти лет его пьесы ставили практически все выдающиеся и просто известные режиссеры Российской империи, однако долгого и плодотворного творческого союза не случилось ни с одним режиссером театра. Не имели зрительского успеха «Черные маски». Под спудом цензуры лежали пьесы«Царь-Голод» и «Анатэма», провинциальные премьеры пьесы «Жизни человека» частенько сопровождались скандалами.
После Февральской революции — Андреев стал главным редактором газеты «Русская воля». После прихода к власти большевиков, закрывших газету «Русская воля», Леонид Андреев с семьей уезжает жить в свой особняк в Вамельсуу (ныне Серово) в Финляндию. Однако отношение Андреева к Ленину и большевикам было двойственным: ненавидя большевизм, как ненавидит побежденный победившего врага, он ни в коем случае не отрицал ленинских достоинств, признавая за большевиками качества, которыми не обладали, увы, политики, близкие писателю по духу.
Особенно близкие и доверительные, дружеские отношения установились между Л.Андреевым и Н. К. Рерихом в 1918 - 1919 гг., когда они оба жили в Финляндии. При всей несхожести талантов Л.Андреева и Н.Рериха сближало стремление к философскому осмыслению действительности, обращение к кардинальным проблемам человеческого "бытия", к "истокам". К открытию художественной выставки Н.К.Рериха в Гельсенфорсе 29 марта 1919 г. в салоне Стриндберга Леонид Андреев написал очерк "Держава Рериха", в котором он очень образно и тонко передал свое восхищение художественным творчеством Н.К.Рериха.
Умер Леонид Андреев 12 сентября 1919 года от болезни сердца в кругу своей семьи. В 1956 году прах писателя был перезахоронен в Ленинграде на Волковом кладбище.
Слава писателя Даниила Леонидовича Андреева сына Леонида Андреева – создателя книги «Роза Мира» в нынешней России превзошла славу отца. От отца он унаследовал вкус к вопросам «вечности и бесконечности», правда, в отличие от Леонида Николаевича Даниил Леонидович от рождения до смерти был глубоко верующим человеком. Его мистический опыт, его погруженность в метафизические вопросы привлекают к нему не только умы, но и души людей по ныне.
М. Горький писал в своем очерке о Леониде Андрееве: "...Я видел... человека крупного, своеобразного... <...> ...Он был таков, каким хотел и умел быть - человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины."
Леонид Николаевич Андреев прожил короткую но очень внутренне напряженную творческую насыщенную жизнь. Его жизнь это вечное страдание в поиске смысла жизни. То, что он дал - яркая страница в истории русской литературы и прекрасная иллюстрация смутных настроений, неясных устремлений и тоскливых порывов части русских людей первого десятилетия двадцатого века. Однако, попытка в более позднем творчестве стать «учителем» пессимизма справедливо критикуется. Для нас ценна его точная и образная оценка художественного творчества Н.К.Рериха в очерке «Держава Рериха».