Новости отделения

30.11.2022

Лекция «Дайте детям возможность мыслить!» Идеи Рерихов о воспитании и образовании» в библиотеке № 4 «Горелово» (г. Санкт-Петербург, ул. Коммунаров, д. 118/1)



30 ноября 2022 г. в библиотеке № 4 «Горелово» (г. Санкт-Петербург, ул. Коммунаров, д. 118/1) состоялась лекция «Дайте детям возможность мыслить!» Идеи Рерихов о воспитании и образовании», которую представила сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александрова.

Проблемы образования и воспитания давно волнуют человечество. Общество создает те или иные системы образования и воспитания,  и надеется, что они помогут подрастающему поколению построить ту или иную модель будущего для своей страны. XXI век в условиях противостояния цивилизации культуре выдвинул проблему образования в качестве одной из актуальных для развития всего человечества. 

Российское педагогическое сообщество, эксперты и ученые пишут в научных публикациях и говорят на различных форумах о неблагополучии в сфере отечественного образования, о его дегуманизации, занижении роли учителя; отмечают, что со стороны естественных наук (психофизиология, психология, медицина), гуманитарных (история, экономика, социальная и педагогическая психология, филология, искусствоведение, философия) точки зрения на понимание человека резко различны, у ученых нет единой и ясной концепции  на этот счет.

Отсюда отсутствие объективных критериев оценки различных методов воспитания и обучения. Эти пробелы стали также причиной необоснованности учебных планов, неразработанности объективных критериев оценки самого содержания среднего и высшего образования. Анализ такой ситуации заставляет специалистов и представителей педагогического сообщества, говорить о необходимости коренной перестройки сложившихся представлений о человеке с целью их синтеза и выведения  на новый рубеж изучения и понимания человека.

В этой связи особый интерес для педагогики представляют идеи семьи Рерихов. В их научно-философском наследии  представлено более широкое видение места и роли человека в структуре Мироздания и путей воспитания личности, способной к самосовершенствованию и творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира.

В наследии Рерихов заложены основные вехи для развития педагогики в современных условиях. Важнейшими неотъемлемыми  составляющими правильного воспитания и образования являются семья, учитель, само устройство образовательного учреждения, а основополагающую роль в этом процессе Рерихи отводили Культуре. Н.К. Рерих писал: «Если вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете? С достоинством вы можете ответить: «Мы хотели бы жить в стране великой Культуры». В такой стране, где будут почитаться знание, красота и культура. Для осуществления такой мечты нужен новый человек – строитель и творец, сотрудник Космических Сил. 

Лекция проходила во время экспонирования в библиотеке выставки Санкт-Петербургского отделения МЦР «Пакт Рериха. История. Факты. Актуальность». Н.К.Рерих известен как создатель Знамени Мира - охранительного символа сокровищ мировой культуры, описанного в международном Договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, названном в честь его автора Пактом Рериха. Мыслитель считал, что идею об основополагающей роли культуры  в жизни человека и общества и необходимости всенародной защиты ее непреходящих ценностей, которыми живо человечество, надо закладывать в сознание людей с детских лет. И огромная роль в воспитании осознанного приобщения к культуре и необходимости сохранения культурных ценностей принадлежит деятельности средней и высшей школы.

Под воспитанием Рерихи подразумевали  «питание всем возвышенным и утонченным» и считали, что «Воспитание идет впереди образования. Только воспитание может заложить основы спокойствия и труда»; «...воспитание прежде всего касается всей внутренней сущности человека, всего его характера, и есть внесение основ Этики в детское сознание с возможно ранних лет».

Целью воспитания Елена Ивановна Рерих считает «рождение истинного человека»; человека духовно развитого, нравственно воспитанного, носителя нового миропонимания, который мыслит себя жителем не только Земли, но и Вселенной.

Смысл воспитательной работы Е.И.Рерих видит в том, чтобы побудить ребенка к самовоспитанию – осознанной, целенаправленной, систематической деятельности по самосовершенствованию.

В своих письмах Е.И.Рерих подчеркивает: «Не об удобствах молодежи нужно думать, но о лучшем вооружении ее к жизненной борьбе, которая есть непреложный космический закон».

В трудах Рерихов проводится мысль, что «Программа воспитания так широка, как сама жизнь».

Формула образования: «Любовь, труд и красота – доступны всем в жизни»; образование должно воспитывать в человеке качества, необходимые для его эволюции; оно должно быть всемирным и всеобщим, ибо борьба с невежеством – это мировая задача; образование можно начинать с возможно раннего возраста, т.к. «после трех лет организм полон восприятий, а после семи лет многое уже потеряно». Важной формулой образования должна  стать фраза: «Ты всё можешь!».

Общеобразовательная школа – «лишь вход в настоящее познавание». Взрослые должны учиться после школы, чтобы «пополнение знания  текло беспрерывно», надо сохранить «устремление, которое движет всеми системами познавания».

Семья Рерихов в своем творческом наследии не только теоретически дала ответы на вопросы воспитания и образования, но и реализовала свои идеи на практике жизни.

Е.И.Рерих воспитывала своих сыновей и  направляла их деятельность и во взрослой жизни. Многие практические советы по воспитанию и образованию она давала своим читателям (см. Письма Е.И.Рерих); прекрасные советы по самовоспитанию даны в ее обращениях к молодежи («Три ключа», «Напутствие молодым друзьям» и др.).

Н.К.Рерих в работе Рисовальной школы при Императорском Обществе поощрения художеств, (г. Санкт-Петербург), сумел осуществить свои педагогические принципы и идеи по созданию широкопрофильного художественного учреждения, совершенно иначе построив здесь образовательный процесс с точки зрения приобщения учащихся к русской и мировой культуре. Те же принципы, но в более широком масштабе Н.К.Рерих воплотил в культурно-образовательных учреждениях, созданных им в США в начале ХХ века, главной целью которых было сближение народов через культуру и искусство.

С.Н.Рерих, продолжая дело своих родителей, принимал активное участие в работе культурно-образовательных учреждений в Индии: Художественной школы-интерната им. Ауробиндо Гхоша и культурно-просветительского Центра искусств «Читракала Паришад», созданных в Бангалоре и впоследствии ставших отделениями местного университета.

Также в лекции было рассказано о том, что с середины ХХ века на планете стали происходить глубинные изменения, связанные с новым этапом космической эволюции человечества. Изменения выразились в рождении детей с необычным для их возраста высоким уровнем сознания, большими духовными накоплениями и особым космическим восприятием.

Высказывания ученых о том, что причины нового сознания детей связаны с космическими процессами, подтверждают научные прозрения выдающегося мыслителя ХХ века Е.И.Рерих, которая уже в 1934 г. дала точное и ясное представление о путях грядущей эволюции человечества: «Время, переживаемое нами сейчас, - отмечала она, - именно время перехода от одной эволюции, в которой развивался интеллект, к эволюции духовности, когда дух начнет преобладать над интеллектом».

На рубеже XX-XXI вв. стало появляться все больше  таких детей; на Западе этот феномен получил название «дети индиго», в России в научный оборот был введен термин «дети нового сознания», предложенный академиком Л.В.Шапошниковой.  В своих выступлениях и публикациях она обозначила ряд проблем, связанных с появлением детей нового сознания, одна из которых заключается в том, что  «...значительная часть нашего населения, да и населения планеты, среди которого начинают появляться представители нового энергетического вида человечества, не готова их принять». Поэтому перед человечеством стоит  «...острейшая, тяжелейшая и очень ответственная проблема – проблема сохранения этих детей, со всеми их особенностями, потому что в их руках наше будущее...» - им принадлежит важная роль в формировании  космического мышления на нашей планете.

В заключение лекции было отмечено, что духовно-философское наследие Рерихов, основанное на философии космической реальности - Живой Этике, все пронизано идеями воспитания и образования.  Необходимо, чтобы идеи Рерихов осваивались родителями, начинали применяться в семьях и чтобы соответственных учителей начинала готовить образовательная система государства. Тогда у детей и взрослых будут формироваться правильные представления о Космических законах и Мироустройстве, и эти знания будут практически реализовываться в их дальнейшей жизни и деятельности.


Возврат к списку

Архив новостей: 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов