22 и 29 ноября 2022 г. в актовом зале Санкт-Петербургского университета технологий, управления и экономики (Лермонтовский пр., 44) состоялись две лекции «Махатма Ганди – Великая Душа Индии», в рамках экспонируемой здесь одноименной выставки. Лекции для студентов СПбУТУиЭ, колледжа университета и для учащихся 10-х классов МОУ СОШ «Свердловский центр образования» Всеволожского района Ленинградской области провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александрова.
Выставка фотодокументов является совместным проектом Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов и Генерального консульства Республики Индия в Санкт-Петербурге. Экспозиция освещает важнейшие вехи жизни выдающегося гуманиста ХХ века, названного при жизни Великой Душой (Махатмой) за огромную любовь к народу Индии, ко всем угнетенным и обездоленным людям, улучшению жизни которых посвятил свою жизнь адвокат, юрист, воспитатель, философ, общественный деятель, идеолог национально-освободительного движения Индии – Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948).
Профессия адвоката позволила ему заниматься защитой интересов индусов, работающих в Южной Африке и открыла ему печальную картину жизни угнетенных слоев населения. Вскоре Ганди становится во главе движения сопротивления против колонизаторов-англичан сначала в Южной Африке, а затем в Индии.
В конце XIX века Индия оставалась британской колонией. Еще в середине 18 века Англия, сыграв на феодальных распрях, завоевывает индийское государство Бенгалию и меньше чем за сто лет - весь Индостан. Колониальные власти делали все возможное, чтобы не дать стране развиваться. Непомерные налоги, вывоз капитала и ввоз иностранных товаров окончательно подорвали национальное производство, привели к массовому обнищанию населения; индийцы были сильно ограничены в правах и лишены возможности самоуправления. От массового голода, эпидемий и нищеты к началу ХХ в. умерли десятки миллионов индийцев.
Завоеватели использовали военную силу, чтобы держать в повиновении местное население. Индийцев охватывало чувство безысходности. Терялся сам смысл их существования как нации.
И тогда нашелся человек, пробудивший в них мужество, чувство гордости за свою страну, указавший путь борьбы за свободу и призвал свой народ бороться с насилием путем ненасилия.
Профессия адвоката позволила ему заниматься защитой интересов индусов сначала в Южной Африке, а затем на родине, в Индии. М.К.Ганди возглавил борьбу против расовой и национальной дискриминации, сформировав идейные и тактические принципы борьбы, назвав их «Сатьяграхой» - «упорством и истине». Он объяснял это название следующим образом: «сатья» — истина, созидаемая любовью, и «аграха» — твердость человеческого духа.
На основе глубокого понимания национальной духовной традиции и национальных интересов Ганди сумел выработать эффективную тактику этой борьбы и наиболее действенные формы ее организации. В основе учения сатьяграхи лежали три главных принципа: гражданского неповиновения, несотрудничества и — самое важное — ненасилия.
Принцип ненасилия, ставший основой сатьяграхи как нового метода политической борьбы, имеет глубокие корни в индийской духовной традиции – в основе которого лежит принцип ахимсы - не причинения зла всему живому, т.к. жизнь и любовь к человеку и всему живому признаются высшими ценностями. Большое влияние на формирование позиций Мохандаса Ганди оказали также морально-этические принципы учения Л.Н.Толстого, с которым Ганди состоял в переписке до самого ухода из жизни великого русского писателя.
Махатма Ганди успешно проводит в Индии три кампании «ненасильственного несотрудничества». Первую - в 1915 году в княжестве Раджкот - за отмену некоторых таможенных пошлин. Затем в 1917 году - за реформу системы вербовки кули для работы вне Индии, а в конце 1917 - начале 1918 годов в Бихаре - против системы эксплуатации крестьян английскими плантаторами. В 1922г. Ганди организует первую всеиндийскую сатьяграху, а в 1930 г. он возглавил "Соляной поход" к морю, где участники похода вручную выпаривали соль. Эта акция была символическим протестом против правительственной соляной монополии.
Он также выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной промышленности на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в которых видел не только средство ликвидации безработицы и облегчения положения трудящихся, но и возможность освободить экономику Индии от иностранной зависимости.
Это не только подрывало самую основу власти Британской империи, но и пробуждало в индийцах дух свободы и чувство собственного достоинства, осознание необходимости мужественно отстаивать свои гражданские права. Ганди удалось превратить миллионы индийцев в единую силу, которую колониальные власти не смогли игнорировать, и им удалось привлечь к этой проблеме внимание мировой общественности.
Его самоотверженная борьба за независимость родины, неустанная деятельность по сплочению всех слоев населения и народностей Индии, решительные призывы к искоренению индусско-мусульманской розни, к уничтожению неприкасаемости и раскрепощению женщин, широкомасштабная работа по коренному изменению образования в Индии на основе национальной культуры и родного языка, его страстное желание видеть Индию свободным и процветающим государством – все это снискало ему любовь и признательность соотечественников, которые наделили его титулом Махатма - «Великая Душа» и считают его «Отцом нации».
Утверждая достоинство человека, Ганди всегда выступал против любого неравенства, будь то неравенство религиозное или кастовое. Так, он говорил о равенстве всех людей перед Богом, называл неприкасаемых – детьми божьими (хариджанами), отстаивал единое происхождение религий, все различия которых, по его мнению, зависят только от места и времени.
Вдохновляемая им политическая партия «Индийский Национальный Конгресс» в 1942 году принимает резолюцию «Уходите из Индии», и Ганди становится лидером последней всеиндийской кампании сатьяграхи. Стремясь не допустить противостояния между индусами и мусульманами, Ганди пешком обошел Восточную Бенгалию и Бихар, объясняя свои идеи народу; проводил многочасовые общие молитвы и, выражая свой протест против столкновений между индусами, мусульманами и сикхами, проводил голодовки.
Махатма Ганди крайне отрицательно отнёсся к разделению в 1947 году бывшей британской колонии Индии на светскую республику Индия с преобладанием индуистского населения и мусульманский Пакистан. 15 августа 1947 г. Индия получила независимость, а 30 января 1948 г. в Дели Махатма Ганди во время своего выступления погиб от руки одного из членов шовинистической индуистской организации. Главы правительств многих государств прислали свои соболезнования по случаю ухода великого гуманиста, борца за достоинство человека. Его память почтил Совет Безопасности ООН; флаги ООН были приспущены.
Махатму Ганди высоко оценили великие писатели гуманисты – Рабиндранат Тагор, Л.Н. Толстой, А.М. Горький, Ромен Роллан, Бернард Шоу. О нем написано более 8000 трудов. В 2007 году ООН объявила 2 октября, день рождения Махатмы Ганди, Международным днем ненасилия – для увековечивания памяти об одном из выдающихся гуманистов ХХ столетия.