28 октября, в Белом зале Библиотеки истории и культуры Петербурга (ул. Марата, 72), в рамках Лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов состоялась шестая лекция цикла «Петербург на рубеже веков. Н.К.Рерих и его выдающиеся современники»: Сергей Павлович Дягилев и «Русские сезоны». Лекцию прочитал сотрудник отделения Саулин Филипп Валерьевич.
Крупнейшая фигура в пространстве мировой культуры, великий импресарио, реформатор европейской сцены, обладавший неиссякаемым вдохновением, пламенностью и уникальным организаторским талантом, главным делом жизни которого стало создание знаменитых «Русских сезонов», прославивших культуру нашей страны на весь мир Сергей Павлович Дягилев родился 19 марта 1872 года в деревне Селищи Новгородской губернии. В этом году мировое культурное сообщество отмечает юбилейную дату – 150 лет со дня рождения Сергея Павловича.
Род Дягилевых был одним из самых влиятельных и культурных в Перми середины XIX века, и именно такие люди, как Дягилевы, стали движущей силой того культурного подъема, который произошел в России на рубеже XIX и XX веков, и который оказал сильное влияние на всю европейскую культуру того времени в целом.
«Искусство играло большую роль в жизни Дягилевых. Музыка, литература и театр занимали центральное место в воспитании. С ранних лет Сергей учился играть на фортепиано, занимался вокалом и пробовал себя в композиции, проявляя выдающиеся способности к музыке.» Во время лекции Филипп Валерьевич познакомил слушателей с аудио-записью романса «Ты помнишь ли, Мария?», написанного Сергеем Павловичем в возрасте пятнадцати лет - единственного сохранившегося произведения из всего написанного Дягилевым-композитором.
В Пермской мужской гимназии, в которой учился Сергей, искусству также уделяли много внимания. На школьных вечерах он играл на фортепиано произведения Ф.Шопена и А.Рубинштейна, исполнял популярные романсы.
В 1895 году у Дягилева происходит смена жизненных устремлений – с большим воодушевлением он обращается к изобразительному искусству, а также, задумывается о посвящении своей жизни меценатству.
В 1896 г., закончив юридический факультет Санкт-Петербургского Государственного Университета, Дягилев начинает писать критические статьи об искусстве для газеты «Новости и биржевая газета», и параллельно вынашивает планы подготовки своей первой выставки. Он ставит целью знакомство петербургской аудитории с творчеством современных английских и немецких акварелистов.
Первая выставка Дягилева открывается в 1897 г. и становится одной из самых представительных и богатых в художественном отношении, среди выставок зарубежного искусства, когда-либо проводившихся в России на тот момент. «Все, с начала и до конца, было продумано и осуществлено двадцатичетырехлетним юношей. Успех выставки служит росту у Сергея Павловича уверенности в правильном выборе своего пути, и вскоре он начинает подготовку выставки работ современных скандинавских художников, которая открывается в этом же году, и укрепляет положение Дягилева в артистических кругах. Следом за ней, тонко уловив моду на все финское, Дягилев готовит грандиозный показ работ русских и финских художников.
Выставка открывается в январе следующего года, и своим содержанием производит настоящую революцию в выставочных кругах.»
Выставочная деятельность Дягилева выделяется на фоне деятельности других выставочных обществ того времени – он движим стремлением устраивать выставки, как впечатляющие культурные события.
В этот же период у Дягилева зарождаются планы создания творческого объединения художников и нового журнала «Мир искусства», в котором он планирует объединить всю русскую и зарубежную художественную жизнь. В ноябре 1898 г. Сергей Павлович получает официальное разрешение цензуры на издание журнала, и в свет выходит его первый тираж.
1905 г. – год торжественного открытия «историко-художественной выставки русских портретов», которая состоялась в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге и стала самой масштабной выставкой Сергея Дягилева. «Грандиозная по своему масштабу, она насчитывает более 4000 портретов, написанных в период с 1705 по 1905 гг. Ее экспозиция представляет собой широкий обзор двухвековой истории Российской империи. Эта выставка, на торжественном открытии которой лично присутствует царь Николай II, становится главным триумфом Дягилева на родине.»
Через некоторое время Дягилев организовывает последнюю выставку «Мира искусства», после открытия которой решает, что пришло время представить русское искусство за границей. Сергей Павлович задумывает устройство русского отдела в уже успевшем к тому времени прославиться «Осеннем салоне» в Париже, и в октябре 1906 г., в двенадцати залах Большого дворца на Елисейских полях выставляется 750 произведений 52 современных русских художников, 32 иконы, а также картины XVII и XVIII веков, отражающие тенденции своего времени. Публика с восторгом принимает русских художников - такого во Франции еще не видели.
Первый заграничный проект Дягилева проходит с триумфом, и дает рождение знаменитой серии ежегодных европейских гастролей русского искусства под организационным началом Сергея Павловича, которые получают название «Русские сезоны».
На следующий год, в 1907 г., Дягилев представляет в Париже, в рамках второго «Русского сезона», новый проект – цикл из пяти концертов русской музыки на сцене Гранд-опера, который носит название «Исторические русские концерты».
Следом за циклом из пяти концертов, в 1908 г., Дягилев организует в рамках «Русских сезонов» новую программу в Гранд-опера, которая восполняет серьезный недостаток предыдущей – отсутствие оперных постановок. Главным событием «сезонов» этого года становится показ в Париже оперы М.Мусоргского «Борис Годунов», главную роль в которой исполняет выдающийся певец Федор Шаляпин.
В программе «сезонов» 1909 г. впервые, наряду с оперными спектаклями, показываются балеты. В качестве хореографа выступает талантливый балетмейстер и танцор Михаил Фокин, а в качестве солистов балета, в «сезонах» 1909 г. принимают участие звезды того времени Анна Павлова, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский. Над оформлением спектаклей работают художники, участвовавшие ранее в выставках «Мира искусства» - А.Бенуа, Л.Бакст, В.Серов, А.Головин.
В подготовке «Русских сезонов» 1910 г., Сергей Павлович принимает два важных решения. Первое: ежегодно ставить несколько абсолютно новых спектаклей, чтобы сделать репертуар труппы премьерным, а не регулярным. И второе: привлекать к сотрудничеству не только русских, но и иностранных (и в первую очередь, французских) художников и композиторов. Также, в этот период, Дягилев приходит к мысли о необходимости создания постоянной балетной труппы, которая имела бы возможность ездить в гастрольные поездки не только раз в год, но на протяжении всего года, и организует труппу, которая получает имя «Русский балет Сергея Дягилева».
1913 г. Пик славы «Русских сезонов». Николай Константинович Рерих и Игорь Федорович Стравинский завершают работу над балетом «Весна священная», который, после премьеры, становится одним из наиболее обсуждаемых и значимых музыкальных произведений XX века.
«Русские сезоны» существуют до 1929 года, года ухода Дягилева из жизни.
Сыграв одну из главных ролей в популяризации русского искусства в Европе и Америке на рубеже XIX – XX веков, Дягилев явился тем титаном духа, который взял на себя смелость влиять на ход истории мирового искусства того времени, и изменять его, в соответствии со своими творческими идеями. Он открыл миру множество талантливых художников, композиторов и артистов балета, многие из которых именно благодаря участию в «Русских сезонах» приобрели мировую известность и власть определять пути мирового искусства в будущем.
Сергей Павлович Дягилев произвел настоящую революцию в мире театрального искусства, показав миру русский балет – балет, каким он еще не был никогда раньше – новаторским, ярким, незабываемым, и технически совершенным.
Но революции в мире театрального искусства способствовала не только уникальная труппа «Русского балета Сергея Дягилева». Со всей уверенностью можно сказать, что не меньшую роль в этом деле сыграло художественное оформление, такое же яркое и эстетически совершенное.
И одним из главных художников – творцов славы русского искусства за рубежом, оказавших также огромное влияние на эстетическую составляющую «сезонов», стал всемирно известный русский художник, археолог, путешественник, писатель и международный общественный деятель Николай Константинович Рерих.
Значение вклада Николая Рериха в дело «Русских сезонов», триумф которых состоялся во многом благодаря его сценографии, декорациям, костюмам, а также созданию идеи и либретто к балету «Весна священная» И.Ф.Стравинского, невозможно переоценить. Михаил Фокин в своей статье 1919 г. пишет следующие строки: «Театр многим обязан Рериху. Его работы для русской оперы, балета, драмы всегда создавали атмосферу высокой художественности, помогали артисту. … его декорации не развлекали зрителя ненужными подробностями …, а помогали ему сосредоточиться и почувствовать смысл, дух, характер действия и музыки».
Николай Константинович ценил сотрудничество с Сергеем Дягилевым, особенно отмечая его увлеченность, бескорыстный энтузиазм и любовь к искусству. Уже находясь в Индии, он узнает о смерти Сергея Павловича в 1929 г., и пишет в его память статью «Венок Дягилеву», которая печатается в журнале Лиги композиторов в Нью-Йорке в 1930 г.
В завершение своей лекции Филипп Валерьевич прочитал слушателям отрывки из этой статьи.
Выступление сопровождалось показом фото-презентации, в конце выступления лектор ответил на вопросы слушателей.