23 сентября 2022 г. в библиотеке истории и культуры Петербурга (ул. Марата, д. 72) состоялась пятая лекция из цикла «Петербург на рубеже веков. Н.К. Рерих и его выдающиеся современники». Лекцию «Н.К. Рерих и художественное объединение «Мир искусства» представила слушателям сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В. Александрова.
Рассказ посвящен одному из самых значительных явлений в русском искусстве конца XIX — начала XX века, известному под названием «Мир искусства». Под этим наименованием подразумевается и петербургский журнал, и выставки, устраиваемые его редакцией, и общество художников, в работе которого принимали участие также литераторы, философы, музыкальные и художественные критики и другие деятели русской культуры рубежного времени. По существу, «Мир искусства» — это целое направление, активно действовавшее в русском искусстве на протяжении более двадцати лет.
История объединения состоит из двух этапов: первый - с 1898-1904 гг. и второй - с 1910 - по 1924 гг.
В лекции были отмечены наиболее характерные черты эпохи рубежа XIX — XX вв., переломного времени, которое не могло не отразиться на всех видах искусства. Поиски новых форм, идеалов, выразительных средств характерны для художников, архитекторов, музыкантов, философов, литераторов, театральных деятелей рубежной эпохи.
Также были кратко рассмотрены основные направления в искусстве этого времени (реализм, модерн, символизм); влияние идей космизма на искусство рубежного времени. Представители космизма и символисты утверждали подход к искусству как способу познания мира, считали, что искусство не должно находиться в каких бы то ни было рамках, говорили о необходимости вернуть ему его первоначальное предназначение - творить душу человека и созидать красоту. Тесно связанная с концепциями русского космизма идея синтеза красной нитью пронизывает все искусство рубежной эпохи; находит свое воплощение в культе красоты, способной «спасти мир».
Характерной особенностью рубежного периода являлись множественность течений, объединений, многогранность интересов публики и самих художников.
Первым ощутимым новаторским движением в живописи на рубеже веков стало объединение «Мир искусства», которое возникло в 1898 г. из кружка молодых петербургских «любителей изящного» (в основном, выпускников частной гимназии К. Мая), лидером которого являлся А.Н. Бенуа. Костяк объединения, кроме него, составляли К.С. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, чуть позже присоединились М.В. Добужинский, И.Я. Билибин, А.П. Остроумова-Лебедева, литераторы Д.В. Философов, В.Ф. Нувель; А.П. Нурок. С середины 1890-х годов группу возглавил меценат и знаток искусства, будущий организатор знаменитых «Русских сезонов» С.П. Дягилев, который стал играть ведущую роль в решении всех организационно-практических задач.
В разные годы с «Миром искусства» были тесно связаны многие петербургские и московские живописцы и графики, такие как В.А. Серов, И.Э. Грабарь, К.Ф. Богаевский, Ап.М. и В.М. Васнецовы, А.Я. Головин, К.А. Коровин, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, М.А. Врубель, И.И. Левитан, М.В. Нестеров, С.В. Малютин, Ф.А. Малявин, скульпторы А.С. Голубкина, П.П. Трубецкой и многие другие.
Идейно-эстетическая платформа объединения основывалась на свободе творческого поиска, идее синтеза искусств и поисках красоты, как сущности художественного творчества.
Характерными чертами многих представителей объединения стал особый род ретроспективизма, основанный на внимательном отношении к старине и многообразном использовании в художественном творчестве историко-культурного опыта прежних эпох. Участники объединения намеревались широко познакомить зрителей с достижениями русского и современного западного искусства, объединить ищущую талантливую молодежь, дать новое направление искусству, влить его в общее русло мировой культуры.
В лекции были отмечены новаторский синтетический подход и внедрение новой эстетики в выставочной деятельности объединения; в создании журнала «Мир искусства» как нового типа периодического издания в России, который сам по себе являлся произведением искусства и открыл череду великолепно оформленных журналов по искусству нового типа: «Весы», «Золотое руно», «Аполлон».
Были освещены характерные черты творчества художников «Мира искусства», такие как ретроспективизм - обращение к традиции прошедших эпох и «прочтение» их умом и глазами современного человека; новый взгляд на петербургскую тему (изображение Петербурга как прекрасного города с великолепной классической архитектурой, в противовес сформировавшемуся видению его как чиновничьего города, с мрачными дворами-колодцами); особая роль народного эпоса, сказки в искусстве рубежа веков и в творчестве мирискусников.
Также лектор отметила большой вклад участников объединения в расцвет искусства книги, портрета, декоративно-прикладного, монументально-декорационного, театрального искусства эпохи модерна, в основе которого лежит идея синтеза искусств.
Далее была рассмотрена деятельность Н.К. Рериха как участника и члена объединения, который впервые показал свои произведения, выполненные в 1900–1902 гг. на выставке «Мир искусства» в Москве в 1902 году и в начале 1903 года на двух выставках объединения в Петербурге. Устанавливается творческая дружба с Бенуа и Дягилевым. Между ними начинается переписка, которая продолжалась в течение многих лет. Регулярно встречаясь с А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, С.П. Дягилевым, Рерих принимает участие в делах журнала.
Объединял их интерес к проблемам культуры, понимание миссии художника. Имеется в виду, прежде всего просветительская миссия, отличавшая и редактора журнала С.П. Дягилева, и главного идеолога группы А.Н. Бенуа. Н.К. Рерих также придавал большое значение просветительской работе Он еще в 1898 году писал о необходимости просвещения народа, о «народных выставках», которые посещает «простой люд». Общим с мирискусниками было и многообразие творчества, характеризующее изобразительное искусство Рериха.Не было той области, которой бы он не коснулся. Помимо станковой живописи, он обращается к фреске, мозаике, графике, книжной иллюстрации, оформлению интерьеров и др.
От ядра «Мира искусства» Рериха отличал интерес к доисторическим временам, язычеству, культуре стран Востока. Его картины насыщены глубоким философским содержанием; для творчества Н.К. Рериха характерен широчайший охват тем, идей и образов, направленных на утверждение общечеловеческих, гуманистических идеалов.
Отличительной чертой Рериха также было то, что великолепно знающий старину, любящий ее, он в 1900-х – 1910-х гг. всецело отдается работе по ее защите. В статьях, выступлениях и докладах Н.К. Рерих обращает внимание на плачевное состояние памятников архитектуры, храмов, протестует против разрушений и призывает общественность и руководство страны к активной защите нашего культурного достояния.
Также характерной чертой было то, что в творчестве Рериха была сильна космическая тема. «…Его картины словно преодолевают границы земной тверди, устремляясь в необъятные космические горизонты», - писал философ и поэт Р. Рудзитис.
В заключение была освещена история объединения на втором этапе - с 1910-1924, в условиях изменившейся художественной ситуации в России и появления новых группировок с другими установками и взглядами на развитие искусства.
«Мир искусства» был не просто одним из объединений художников-новаторов; он стал мощным движением отечественной культуры к обогащению и обновлению, объединив вокруг себя значительные творческие силы и новаторскую интеллектуальную элиту. С ними были близки А.А. Блок, А. Белый, М.А. Кузмин, З. Гиппиус, В. Розанов, Вяч. И. Иванов, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, К.Д. Бальмонт, Д. Мережковский. С «Миром искусства» сотрудничали композиторы и театральные деятели Н.К. Метнер, К.С. Станиславский, М.М. Фокин, А.Н. Скрябин.