1 августа 2022 года в Библиотеке им. К.А.Тимирязева (Санкт-Петербург, ул. Шкапина, д.6), в рамках экспонируемой в библиотеке Санкт-Петербургским отделением Международного Центра Рерихов выставки «Держава Рериха», состоялась лекция «Жизнь и творчество Н.К.Рериха. Картина «Матерь Мира»», посвященная жизни и творчеству выдающегося русского художника, ученого, археолога, путешественника, писателя, мыслителя и общественного деятеля планетарного масштаба Николая Константиновича Рериха, а также центральной картине его знаменитой серии «Знамена Востока» - картине «Матерь Мира». Лекцию провел сотрудник отделения Саулин Ф.В.
Н.К.Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге, в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха. В годы обучения в Гимназии К.И.Мая у Н.К.Рериха зарождаются интересы к живописи, театру, истории, археологии, путешествиям, которые в дальнейшем находят яркое воплощение в его деятельности.
По окончании гимназии, Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета, где параллельно слушает лекции на историко-филологическом факультете, и в Императорскую Академию Художеств, в мастерскую знаменитого «Мастера света» А.И.Куинджи. Дипломная работа Н.К.Рериха в Академии художеств – картина «Гонец» («Восстал род на род») – становится событием на конкурсной выставке академии в 1897 году и приносит молодому художнику известность.
В 1898 году Н. К. Рерих становится помощником директора музея при Императорском обществе поощрения художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Искусство и художественная промышленность», а через три года занимает должность секретаря Императорского общества поощрения художеств.
Важное событие происходит в жизни Н.К.Рериха в 1901 году: художник женится на Елене Ивановне Шапошниковой, происходившей из древнего дворянского рода Голенищевых-Кутузовых. В 1902 году в семье Рерихов рождается старший сын Юрий, будущий знаменитый учёный-востоковед, а в 1904 – Святослав, будущий знаменитый художник и международный общественный деятель. В 1903-1904 годах Н.К. Рерих вместе с супругой совершает путешествие с целью изучения корней русской культуры, охватившее более 40 городов России, известных своими древними памятниками старины. Результатом этого путешествия становится большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов) и статьи, в которых Рерих одним из первых поднимает вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.
В 1906 году Н.К.Рерих назначается директором Школы Общества поощрения художеств - самого большого российского учебного художественного заведения. Не смотря на свою огромную занятость, Н.К.Рерих постоянно участвует в российских и зарубежных выставках, с его творчеством знакомятся в Париже, Венеции, Берине, Риме, Брюсселе, Вене, Лондоне. Картины Рериха приобретает Римский национальный музей, Лувр и другие ведущие музеи Европы.
С 1907 года в творчестве Н.К.Рериха появляется новое направление: художник начинает сотрудничество с театрами, создавая эскизы декораций и костюмов для оформления спектаклей. Он принимает участие в новаторском оформлении постановок «Русских сезонов», которые с 1908 года ежегодно организовываются в Париже С.П.Дягилевым.
В декабре 1916 года из-за серьезного заболевания воспалением легких, по совету врачей, Н.К.Рерих вместе со своей семьей переезжает в Сердоболь. В результате революционных событий 1917 года вся семья Рерихов оказывается отрезанной от Родины: Финляндия закрывает границы с Россией.
В 1919 году Н.К.Рерих получает приглашение из Швеции и едет с выставками по странам Скандинавии, а осенью того же года по приглашению С.П.Дягилева оформляет в Лондоне оперы М.П.Мусоргского и А.П.Бородина.
В 1920 году директор Чикагского института искусств предлагает Н.К.Рериху организовать большое выставочное турне по 30 городам США, которое имеет большой успех. В Америке Николай Константинович основывает международные культурно-просветительские организации, которые становятся крупными очагами культуры и объединяют вокруг себя многих видных деятелей искусства: в апреле 1921 г. в Чикаго создается объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»); в ноябре 1921 года в Нью-Йорке открывается Мастер-Институт объединённых искусств; 22 сентября 1922 года - Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»), а 17 ноября 1923 года открывается Музей Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. С первых же дней после открытия музей начинает проводить большую работу: организовываются чтение лекций, концерты, драматические выступления, выставки.
Еще в период своего проживания в Карелии, Н.К.Рерих приходит к глубокому осознанию необходимости проведения научной экспедиции для изучения «искусства, науки и быта» Индии и поиска общих культурных корней индийской и славянской культуры. В Америке для этого складываются необходимые условия.
В декабре 1923 года Н. К. Рерих со своей семьей прибывает в Индию, откуда начинает путь знаменитая Центрально-Азиатская Экспедиция, ставшая одной из крупнейших экспедиций XX века. В своей книге «Сердце Азии», созданной на основе путевых заметок и увидевшей свет в 1929 году, Николай Рерих напишет об этом путешествии следующее: “Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древности Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне”. По окончании экспедиции в июле 1928 г., с целью изучения собранного во время экспедиции материала, Н.К. Рерих основывает в долине Кулу (Индия) Институт Гималайских исследований «Урусвати», с которым сотрудничают десятки научных учреждений Азии, Европы, Америки.
В рамках лекции слушатели также узнали об уникальном Международном договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, созданном Н.К.Рерихом – Пакте Рериха, подписание которого состоялось 15 апреля 1935 года 21 страной американского континента в присутствии президента США Франклина Рузвельта, в Белом Доме в Вашингтоне.
Известно, что вся семья Рерихов была глубоко патриотична. После начала Второй мировой войны, Николай Константинович вместе с младшим сыном С.Н. Рерихом устраивают выставки и продажу картин, жертвуя все вырученные деньги в фонд Красной Армии. Мысль о возвращении на Родину не покидает Н.К. Рериха никогда, и сразу же по окончании войны художник запрашивает визу на въезд в Советский Союз.
Н.К.Рерих уходит из жизни 13 декабря 1947 года, так и не узнав, что в визе ему отказывают.
В имении Рерихов в долине Кулу, на месте погребального костра, перед ликом величественных снежных вершин установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».
В рамках лекции Саулин Ф.В. рассказал слушателям о центральной картине знаменитой серии Н.К.Рериха «Знамена Востока» - картине «Матерь Мира».
«К образу Матери Мира – вдохновительницы, творительницы, всюду вносящей добротворчество, Н. К. Рерих обращался неоднократно и в своей живописи, и в своих очерках. В его книгах «Держава Света» и «Твердыня Пламенная» можно найти такие строки: «На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира и глубокозначительные обращения посвящены этому высокому Облику. Великий Лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего».
Слушатели познакомились и с другими репродукциями картин Н.К.Рериха, которые были представленные на проводимой в библиотеке выставке «Держава Рериха».
В конце лекции Ф.В.Саулин ответил на вопросы слушателей. Лекция сопровождалась показом фото-презентации.