9 июня 2022 г. в библиотеке имени К.А. Тимирязева (г. Санкт-Петербург, ул. Шкапина, д. 6) состоялась лекция «Е.П. Блаватская. Русский Сфинкс», которую прочитала сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В. Александрова.
Елена Петровна Блаватская (Ган) (1831 – 1891) – выдающийся русский философ, писательница, путешественница, основательница Теософского общества, давшая миру уникальный труд - синтез науки, религии и философии – «Тайную Доктрину». Явившись провозвестницей наступающей Новой Эпохи, она заложила основы нового космического мышления.
Несмотря на то, что прошло более 130 лет со дня ухода из жизни Е.П.Блаватской, она продолжает оставаться для многих людей неразгаданной тайной - Русским Сфинксом. Человечество только начинает подходить к изучению оставленного ею наследия, осознанию величия ее огненного сердца и подвижнической жизни во имя всего человечества.
Е.П. Блаватская родилась в Екатеринославле 12 августа 1891 г. Ее отец, Петр Алексеевич Ган, служил в конной артиллерии; мать, Елена Андреевна Ган (Фадеева) – известная писательница, ставшая значительным явлением в русской литературе. Елена была воспитана в лучших традициях русского дворянства, в числе ее родных - именитые люди России.
С ранних лет она предчувствовала свое предназначение, всегда была устремлена к познанию и поиску Истины. С 1848 по 1875 г. Е.П. Блаватская трижды совершила кругосветное путешествие по разным странам и континентам. Знакомясь с учениями, верованиями, традициями, обрядами самых разных народов мира, исследовательница убедилась, что многие знания утеряны, учения и религии искажены. Именно в древнейшей мудрости Востока Елена Петровна нашла те путеводные вехи, которые могли вывести человечество на путь эволюционного развития.
В 1851 году в лондонском Гайд-парке, в день 20-летия Блаватской, произошла важнейшая встреча, оказавшая влияние на всю ее дальнейшую жизнь: отныне она будет проходить под руководством одного из великих Учителей Востока, которых в Индии называют Махатмами (Великие Души).
Фундаментальные труды Е.П. Блаватской, написанные в сотрудничестве с Великими Учителями и соединившие западную научную мысль и древнюю мудрость Востока, предназначались для научной общественности мира. Одной из важных целей деятельности Елены Петровны было стремление способствовать расширению сознания ученых, изучению представителями науки величия жизни во всем многообразии ее аспектов, как земных, так и космических и еще неоткрытых планов бытия. Елена Петровна принесла Знание и мудрость Востока европейскому мышлению именно в тот переломный момент, когда западная наука, утеряв духовную нить познания, начинала уходить в тупиковую область позитивизма, материализма и атеизма. Она призывала ученых обратить внимание на необходимость исследования скрытых тайн Природы, психических и духовных способностей человека, с проявлением которых человеку придётся столкнуться в наступающей Новой эпохе.
Огромная заслуга нашей великой соотечественницы состоит в том, что в сотрудничестве с Учителями Востока она смогла выполнить научно-философский анализ древних духовных учений, сумела показать, что истина многогранна, и в своих трудах напомнила человечеству о едином источнике различных религиозных концепций: «Космогония всех главных древних религий одна и та же. <…> Они разнятся только внешнею формою. Исходят же все эти … противоположные учения из одного источника, всемирной истины, которая всегда являлась под видом откровения всем первобытным расам. Как дерево, ветки которого, разрастаясь под переменчивым ветром во все стороны, принимая самые неправильные, безобразные формы, все же выросли из одного родного ствола, так и в вопросе разных религий: все они пустили ростки из одного семени – ИСТИНЫ. И это понятно: ИСТИНА ОДНА».
В 1875 г. вместе с полковником британской армии Г.Олькоттом Е.П.Блаватская основывает Теософское общество, целью которого становится «изучение арийских и других писаний, мировых религий и научных направлений», а также необходимость «образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания». Теософское общество развивает свою работу, и вскоре появляются три главных штаб-квартиры общества: в США, Индии и Великобритании.
Основные труды Е.П. Блаватской написаны на английском языке: «Разоблаченная Изида» (1877), «Ключ к теософии» (1889), «Тайная Доктрина» (1884-1891) и др. На русском языке она писала записки путешественника для отечественных журналов, описывая места, племена, народы, их обычаи – все, что могло заинтересовать русского читателя того времени: «Из пещер и дебрей Индостана» (1883), «Загадочные племена на Голубых горах» (1883) и др. Наряду с этнографическими и географическими описаниями в своих книгах она часто вела полемику с догмами современной ей науки, писала об опасности спиритизма, распространенного на Западе, отстаивая истину первоисточника – мудрости Востока.
Идеи Е.П.Блаватской оказали огромное влияние на философию, искусство, литературу, музыку последующих времен. Они вдохновляли многих известных людей планеты: Л.Н. Толстого, А.Н. Скрябина, Яна Сибелиуса, Андрея Белого, В.Кандинского, Г.Уэллса, А.Эйнштейна, Т.Эдисона, М.Метерлинка, , Дж.Рассела и др.
Гениальные научные предвидения Е.П. Блаватской, во множестве разбросанные на страницах ее трудов, уже в XIX, а затем и в ХХ в. стали находить подтверждения в научных экспериментах и открытиях, другим еще предстоит быть открытыми наукой будущего.
Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи с глубоким почитанием и уважением относились к подвижнической деятельности Е.П. Блаватской.
Е.И. Рерих писала: «Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей великой соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Елена Петровна Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за свет и Истину. Вечная Слава ей!».
После лекции Т.В. Александрова ответила на вопросы слушателей.