31 мая 2022 г. в библиотеке № 4 «Горелово» (г. Санкт-Петербург, ул. Коммунаров, д. 118/1), в рамках экспонируемой здесь выставки Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов «Держава Рериха», состоялась лекция «Преподобный Сергий Радонежский и его община», которую прочитала сотрудник отделения Т.В. Александрова.
Сергий Радонежский (1314-1392) – один из самых почитаемых русских святых, преобразователь монашества северной Руси, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), строитель русской культуры и государственности, один из самых известных деятелей русской истории XIV века. Его имя навсегда связано с созиданием России, с возрождением и преображением духа народа.
В лекции были рассмотрены вопросы истории создания «Жития» Сергия Радонежского, традиции его переработок и научных исследований (XV - XXI вв.); даны краткая характеристика литературы о святом (XIX-XXI вв.); культурно-исторический обзор крайне сложной и противоречивой эпохи Преподобного Сергия; сведения о русских монастырях и монашествующих второй половины XIII - начала XV вв.
Также лектором были освещены основные вехи жизни и деятельности Водителя земли Русской - его подвижнический путь от пустынножительства к общежительному монастырю; к миротворцу и собирателю русских земель, вдохновителю победы на Куликовом поле, «Всенародному Учителю, Заступнику и Ободрителю», каким преподобный Сергий вошел в сознание русского народа.
Образ Сергия Радонежского особо почитался в семье Рерихов. Н.К. Рерих посвятил Сергию Радонежскому ряд очерков и полотен; также художником было создано несколько эскизов и картин с изображением памятных часовен и церквей, посвященных Преподобному, часть которых получила свое воплощение в разных концах земного шара.
Е.И. Рерих называла Сергия Радонежского Великим Наставником и Заступником Руси, Светильником Земли Русской, который напитал дух народа высокими идеалами. В 1934 г. в Риге вышла книга «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» с очерком Е.И. Рерих «Преподобный Сергий Радонежский», опубликованная под псевдонимом Н.Яровская. В этом очерке автору удалось, сквозь толщу позднейших культурных наслоений, провидчески воссоздать облик Сергия Радонежского как духовного Водителя России, творчески раскрыть его учение и глубинный смысл деятельности с точки зрения космического мировоззрения и новой системы познания, которая базируется на философии космической реальности - Живой Этике, а также показать исторический и духовный путь народа, пройденный под водительством Сергия Радонежского.
«Можно сказать, – пишет Е.И. Рерих, – что подвижническая жизнь Сергия, своим личным примером введя в жизнь высокое нравственное учение, отметила Новую Эру в жизни Земли Русской».
Метод, основанный на космическом мышлении, лежит и в основе трудов академика, философа и историка Л.В. Шапошниковой (1926-2015), в которых значение личности Сергия Радонежского рассматривается в пространстве метаистории и Духовной революции в России на рубеже XIX-XX вв. Автор впервые говорит о Сергии Радонежском как о творце метаистории – «созидателе духовной части земного исторического процесса».
Духовная работа, духовный подвиг Сергия Радонежского были одним из главных условий нарастающих успехов в объединении русских сил и победы на Куликовом поле в XIV веке. Его подвижническая жизнь и деятельность были тем мощнейшим духовным магнитом и направляющей силой земной истории, источником нравственных сил и крепости народного духа, которые открыли путь к созданию централизованного Русского государства, освобождению страны от монголо-татарского гнета, возрождению русской культуры.
Монастыри, основанные в XIV - начале XV вв. Сергием Радонежским и его учениками станут теми бастионами, где постепенно будет идти накопление духовных сил, неуклонный рост национально-освободительного самосознания, формироваться духовный идеал русской культуры. Центром духовно-культурного возрождения Руси станет Троицкий монастырь Преподобного Сергия и его община.
Энергетическое поле культуры, созданное Сергием Радонежским и его учениками, сыграло определяющую роль в последующем развитии русской мысли и сделало возможным явление Духовной революции в России конца XIX – начала ХХ вв., давшей миру русский космизм и его вершину – философию космической реальности - Живую Этику.
Н.К. Рерих запечатлел в своем живописном и литературном творчестве целый ряд подвижников всех времен и народов, которые трудились на общее благо, предвидя в будущем торжество Общины Мира: «В списке строителей общины Сергий сохранил большое место. Их не так много - строителей жизни, отвечающей во внутреннем смысле грядущей эволюции. И бережно мы должны отбирать эти имена грядущего света, продолжая список их до современности».
Отмечая всепланетный масштаб деятельности Сергия Радонежского, Н.К. Рерих писал: «Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному, светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. Повторяю, для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его».
В заключение лекции состоялась интересная беседа со слушателями; также Т.В. Александрова рассказала о содержании картин Н.К. Рериха, посвященных Сергию Радонежскому, репродукции которых представлены в библиотеке на выставке Санкт-Петербургского отделения МЦР «Держава Рериха».