27 мая 2022 года в Библиотеке истории и культуры Петербурга (ул. Марата,72) состоялась лекция «Виктор Михайлович Васнецов: «Я сказочник, былинник, гусляр живописи». Лекцию и презентацию провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Е.В. Кучерявенко.
Виктор Михайлович Васнецов - один из самых знаменитых русских художников XIX века. Он явился родоначальником нового, «национального» направления в русском искусстве, создал направление фольклорно-исторической живописи.
Его твopчeское наследие интересно и многогранно. Картины бытового жанра и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты, а также религиозная живопись – таков творческий диапазон художника. Творчество художника сыграло важную роль в развитии российского изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн.
Родился В. М. Васнецов 15 мая 1848 года в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1868–1875 годах учился в Петербургской Академии художеств. В 1876 году был в Париже, затем в Италии. С 1874 года постоянно участвовал в выставках передвижников. В 1892 году получил звание академика.
С 1878 года Васнецов поселился в Москве, где им были написаны самые известные картины. Художник был одним из организаторов и активным членом Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова в 1880-х годах. Художник исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве. В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т.д.
В 1885-1896 годах принимал участие в работе над росписями Владимирского собора в Киеве. Обращение к религиозной теме им было продолжено в мозаиках для храма Вознесения в Петербурге, росписях и мозаиках храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и т.д.
В.М. Васнецов первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам и именовал себя «историческим живописцем на несколько фантастический лад». Картины «Аленушка» Васнецова, также как «Богатыри», «Иван Царевич на сером волке» являются ярчайшими представителями данного направления в творчестве художника.
Николай Рерих написал несколько статей о В.М. Васнецове. В одной из них (в 1902 году) он говорил об огромном значении Васнецова в русском искусстве: «Васнецов совершенно самостоятельно почувствовал потребность обернуться к чисто русской красоте. Инстинкт подсказал ему необходимость исканий "Руси", не академической, не передвижнической, а настоящей, затерявшейся в далекой старине, сохранившейся лишь в немногих забытых уголках и в нашей незатейливой природе, именно той Руси, которую так счастливо разрабатывают Суриков, Нестеров, Малютин, Головин, Поленов и др. Путь к народным формам красоты, стремление к первоисточникам поэзии, к тому же в самое неблагоприятное для такого порыва время - вот заслуга В. Васнецова.»
Творчество В.М. Васнецова оказало решающее воздействие на становление целой плеяды мастеров, таких как М. Нестеров. А. Рябушкин, С. Малютин, И. Билибин. Б. Кустодиев и других, для которых народное национальное искусство становится не только источником тем и образов, но и подлинной школой творчества.
Лекция сопровождалась презентацией. После лекции слушатели задавали вопросы, на которые ответила Е.В. Кучерявенко.