Новости отделения

16.05.2022

Лекция «По маршруту Мастера» в Реставрационном колледже «Кировский» (г. Санкт-Петербург, ул. Морской Пехоты, д. 14А)



16 мая 2022 года в Реставрационном колледже «Кировский» (г. Санкт-Петербург, ул. Морской Пехоты, д. 14А), состоялась лекция «По маршруту Мастера», в рамках экспонируемой здесь одноименной выставки Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов. Лекцию для студентов и преподавателей колледжа прочитала сотрудник отделения Т.В. Александрова.

Т.В.Александрова познакомила слушателей с содержанием выставки, на которой представлены художественные фотографии Людмилы Васильевны Шапошниковой (26.07.1926 — 24.08.2015) – ученого с мировым именем, академика Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, индолога, историка, философа-космиста, писателя, лауреата Премии Джавахарлала Неру, генерального директора Центра-Музея имени Н.К. Рериха (Москва), главного редактора журнала «Культура и время», заслуженного деятеля искусств РФ.

Выставка посвящена двум экспедициям ХХ века: Центрально-Азиатской экспедиции, проходившей под руководством великого русского художника, ученого, мыслителя, путешественника, выдающегося международного общественного деятеля Н.К. Рериха  в 1923-1928 гг., и экспедиции, которую совершила по ее маршруту Л.В. Шапошникова в 1975-1980 гг. во время ее научных исследований на Алтае, в Монголии, Тибете и Индии.

Светоносная фотолетопись Л.В. Шапошниковой открывает зрителям мир богатой природы, красоты и гармонии, добра и мудрости, вселяет в человека желание познавать мир и культуру других народов. Портреты жителей Азии, изображенные на выставке, притягивают не только внешней красотой, но и духовной силой их внутреннего мира. Фотоработы Людмилы Васильевны рисуют грандиозную картину пути, пройденного по местам пересечения древнейших караванных дорог и путей миграций, где происходило интенсивное культурное взаимодействие народов, приближают к зрителю то, что увидел Н.К. Рерих на маршруте, дают возможность ощутить живой пульс Азии, увидеть и осмыслить важнейшие вехи, запечатленные художником в своих полотнах. Мир высочайших гор, необъятных степей и пустынь Центральной Азии сохранил и донес до нас из глубины веков непреходящие культурные традиции, в основе которых  лежат духовные ценности народов и многовековые накопления их творческого труда.

Л.В. Шапошникова в своих книгах всесторонне и глубоко осмысливает значение Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха для космической эволюции человечества; пишет об убеждении Рериха в том, что «Азия была колыбелью народов; из Азии, от Востока начались все духовные движения и учения. Там же находится духовно-энергетический полюс Планеты – Гималаи».

В работе «Магический мост синтеза» Л.В. Шапошникова обращает внимание на мысль Н.К. Рериха, которая легла  в основу его концептуальных исследований на марщруте Центрально-Азиатской экспедиции: «В силу ряда особенностей культурно-исторического процесса на Планете именно на Востоке дух представляет главную тенденцию в развитии, в то время как на Западе таковой тенденцией является материя. <...> Только энергетическое поле древней культуры обеспечивает расцвет будущей культуры и цивилизации. Так сложилось на нашей планете, что самые древние и насыщенные энергетические поля культуры образовались в пространстве Востока, усилив его духовный потенциал».

Людмила Васильевна отмечает, что в силу этих культурно-исторических обстоятельств,  «в более древнем пространстве Востока господствующее положение сохранила духовная культура, в пространстве же Запада победила материальная цивилизация. <...> И чем шире разрасталась и укреплялась в почве Европы машинная цивилизация, тем больше Запад обращал свои взоры на Восток, привлеченный тем необычным, что находилось там. Рерих был глубоко убежден, что сближение Востока и Запада приведет к возрождению того и другого». 

Н.К. Рерих вел поиск следов культурного единства человечества как важнейшего фактора развития центрально-азиатского региона и исторического взаимовлияния и взаимопроникновения мира в целом, в связи с этим Л.В.Шапошникова писала, что мыслитель «рассматривает прежде всего то, что объединяет Восток и Запад, а не то, что их разъединяет. Дух и сформированная в его энергетическом поле культура есть тот важнейший, объединяющий момент, который носит, без сомнения, эволюционный или фундаментальный характер. <...> Он писал о сходстве индийского Кришны и славянского Леля, об общности ритуалов сибирских шаманов и колдунов Малабара, о родственных связях фольклора Тибета и Алтая, Литвы и Персии, Германии и Китая. Он анализировал народные праздники России и Гималаев и находил в них много общего». В книге «Шамбала сияющая» Рерих делает вывод: «Можно видеть, что Запад и Восток мыслят одинаково по многим направлениям».

Выставка фоторабот Л.В. Шапошниковой «По маршруту Мастера» отражает эту мысль Н.К. Рериха об общности культур: мир един, все люди планеты мечтают о добре, красоте и мирной жизни.

Итогом экспедиций Л.В. Шапошниковой стала книга-альбом «От Алтая до Гималаев» (1987) и фундаментальная трилогия «Великое путешествие» (1998-2005), куда вошла часть обширной коллекции фотографий, сделанной автором на ее маршруте.  

Из лекции слушатели также узнали о насыщенном интереснейшими событиями жизненном пути Л.В. Шапошниковой: работе в Индии, истории знакомства со С.Н. Рерихом и создании Международного Центра Рерихов и Музея им. Н.К. Рериха в Москве, а также о литературном творчестве Л.В. Шапошниковой и ее общественной деятельности в качестве генерального директора Музея им. Н.К. Рериха.

В заключение мероприятия Т.В.Александрова провела экскурсию по выставке.


Возврат к списку

Архив новостей: 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2022 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов