Новости отделения

22.04.2022

Лекторий Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов в Доме Бажанова. Цикл лекций «Петербург на рубеже веков. Н.К.Рерих и его выдающиеся современники» (2022 г.)



22 апреля 2022 года в Библиотеке истории и культуры Петербурга (ул. Марата,72) состоялась лекция «Архип Иванович Куинджи. Учитель жизни». Лекцию и презентацию провел председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Э.А.Томша

Архип Иванович Куинджи – один из самых ярких и великих русских художников XIX века. Своим художественным творчеством, А.И. заложил новые тенденции для целого поколения живописцев, создал особый тип романтического пейзажа, основанного на реалистическом восприятии окружающего мира, но преображенного творческой индивидуальностью великого мастера живописи.

А.И.Куинджи постоянно экспериментировал, использовал в своем творчестве новейшие открытия физики и химии. Новаторство А.И.Куинджи связано не только с формальными сторонами живописи, но и с тем восприятием единства мира и человека, которое было особенно близко следующему поколению мастеров начала ХХ века. Он безбоязненно работал с цветами и красками, что было, по мнению его современников, дерзким и часто необъяснимым, однако такой метод находит свое продолжение в творчестве его учеников – Н.Рериха, А.Рылова, К.Богаевского, Ф.Рущица, Н.Крымова и других. А.И.Куинджи открыл богатые перспективы и для искусства будущего – символизма, экспрессионизма, примитивизма, фовизма.

Во время лекции Э.А.Томша рассказал о жизненном и творческом пути великого русского художника. Слушателям лектор рассказал о некоторых художественных работах А.И.Куинджи, определивших его судьбу как новатора и нового направления в искусстве на рубеже конца XIX, начала XX века. Например, картины «На острове Валааме» (первая картина Куинджи, купленная П.М. Третьяковым) и «Ладожское озеро». Здесь реалистический подход у художника сочетается с элементами романтизма: сумрачной тревожностью, одиночеством, бунтарством, глубинными переживаниями. Все зрители были зачарованы тонким взаимодействием света и тени, четким пониманием состояния природы Федор Достоевский назвал картину «На острове Валааме» «национальным пейзажем».

В 1873 году  А.И.Куинджи участвует в выставке Императорском Обществе поощрения художников, а в 1874 году получает бронзовую медаль на выставке в Лондоне за картину «Снег».

В 1876 году им была написана «Украинская ночь», ошеломившая всех и ставшая первой в череде новаторских произведений. А.И.Куинджи экспериментировал с цветом (метод, основанный на системе дополнительных цветов) до тех пор, пока он не начинал сиять. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект… В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». На Всемирной выставке в Париже импрессионист Эмиль Дюранти называл А.И.Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».

«Лунная ночь на Днепре», представленная публике в 1880 году. Сначала Куинджи показывал картину прямо в своей мастерской, а потом для неё была организована индивидуальная вставка в зале Общества поощрения художников - (случай уникальный, т.к. в России тогда еще никто не устраивал выставок одной картины. А.Куинджи был первым!). Желающих посмотреть на невероятное сияние было слишком много, а приобрел картину князь Константин Николаевич и сразу решил увезти её с собой в кругосветное путешествие. К сожалению, как вы знаете, из-за яркого света краски стали темнеть. Эту картину мы можем увидеть сегодня в одном из залов Русского музея.

В конце XIX века А.И.К приглашают преподавать в Императорскую Академию художеств. С 1892 года он профессор, с 1894 года – профессор-руководитель пейзажной мастерской. Куинджи любил своих воспитанников по-отечески, учил любить и понимать русскую природу и писать от себя, от души. Да и ученики просто боготворили своего учителя, считавшего их одной большой семьей, объединенной тягой к искусству.

Самым главным, самым привлекательным для молодежи был духовный мир А.И.Куинджи. Выношенную в своей душе и проверенную собственной жизнью правду он пронес незапятнанной через все невзгоды. В творческой оригинальности А.И.Куинджи не было ничего деланного и наигранного. Она органически исходила из незаурядности его натуры. И эта цельность подкупала всех. В своих воспоминаниях Николай Константинович писал: «Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединенна, и только ближайшие его ученики знали глубину души его».

Интересны еще одни воспоминания Н.К.Рериха: «Помню, как после окончания Академии Художеств, Императорское Общество Поощрения Художеств пригласило меня помощником редактора журнала. Мои товарищи возмутились возможностью такого совмещения и прочили конец искусству. Но Куинджи твердо указал принять назначение, говоря: «Занятый человек все успеет, зрячий все увидит, а слепому все равно картин не писать».

В другой статье Н.К. Рериха мы находим: «Сорок лет прошло с тех пор, как ученики Куинджи разлетелись из мастерской его в Академии Художеств, но у каждого из нас живет все та же горячая любовь к Учителю жизни. В каждой статье об искусстве приходят на память всегда свежие заветы Учителя, уже более четверти века ушедшего от земли».

Лекция сопровождалась красочной и содержательной презентацией. После лекции слушатели задавали вопросы, на которые ответил Э.А.Томша.


Возврат к списку

Архив новостей: 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2022 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов