25.03.2022 г. Лекторий Санкт-Петербургского отделения МЦР в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга ( ул.Марата д. 72 ). В рамках лектория Санкт-Петербургского отделения состоялась вторая лекция из цикла «Петербург на рубеже веков, Н.К.Рерих и его выдающиеся современники». Тема лекции: «В. В. Стасов. Жизнь и творчество». Лекцию с видео-презентацией представила сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Морозова М. Я.
Владимир Васильевич Стасов – выдающийся деятель русской культуры, библиотекарь с пятидесятилетнем трудовым стажем, музыкальный и художественный критик. Его статьи популяризировали идеи демократической культуры и объясняли искусство массам. Стасов участвовал в создании сообщества композиторов «Могучая кучка» и поддерживал движение художников-передвижников. Вместе они боролись против академизма и оторванности искусства от реальной жизни. С именем Стасова связан огромный подъем отечественного искусства, утверждение в пластических искусствах и в музыке принципов критического реализма, коренной поворот искусства в сторону народных масс.
Владимир Стасов родился 2 (14) января 1824 года в Санкт-Петербурге в доме № 18 по Первой линии Васильевского острова, в дворянской семье. Род Стасовых был очень старый: с 1380 г. они числились русскими дворянами и имели свой герб. В семье было шестеро детей. Мать Стасова умерла от холеры, когда Владимиру было 7 лет и, воспитанием мальчика занимался отец, известный архитектор Василий Петрович Стасов. Владимир получил хорошее домашнее образование. Кроме специальных общеобразовательных предметов он изучал многие иностранные языки, а также ему преподавали музыку, и рисование. В 1836 году, по настоянию отца он поступил в училище правоведения, которое готовило высоко - образованных чиновников. В училище большое внимание уделялось изучению современных европейских и классических языков. В дальнейшем обширное знание многих языков помогло Стасову глубоко освоить многогранность европейской культуры.
В годы учебы в училище Владимир Васильевич стал серьезно интересоваться искусством, особенно музыкой. Идейным вдохновителем Стасова в вопросах искусства был критик Виссарион Белинский.
В 1843 году Владимир Стасов окончил училище и получил чин титулярного советника и был определен помощником секретаря в Межевом департаменте Сената. Через пять лет он перевелся в Департамент герольдии, а еще через два года – в Департамент юстиции. Карьера чиновника не интересовала Стасова, его занимало искусство. К 19-ти годам своим призванием он считает художественно-музыкальную критику. В музыке он отдавал предпочтение И.С. Баху и Л.В. Бетховену, В живописи - Рембрандту, Рубенсу, Ван-Дейку. Наряду с музыкой и живописью Стасов в течении нескольких лет изучал графику, пользуясь обширными коллекциями Эрмитажа, Академии художеств и Публичной библиотеки. Впоследствии Владимир Васильевич стал одним из крупнейших знатоков истории мировой гравюры. Кроме этого у Стасова проявился интерес к археологии, особенно к истории стран Ближнего Востока и Индии. В дальнейшем он выступал по этим проблемам в печати.
После Белинского большое значение на формирование мировоззрения Стасова оказали Герцен и Чернышевский. Большое значение в жизни Стасова имело знакомство с М.И.Глинкой. Стасов высоко ценил его талант и значение творчества Глинки, заложившего основы русской классической музыки, выпустив после смерти композитора в 1857 году обширную монографию о нем.
В 1851 году Стасов уехал за границу вместе с уральским промышленником и меценатом Анатолием Демидовым в качестве его секретаря, а также изучал европейское искусство. Через три года Владимир Стасов вернулся в Петербург. В России в это время главным направлением в культуре стал «критический реализм». Стасов боролся с академизмом, религиозно-мифологической тематикой и оторванностью искусства от народа, поэтому искал и поддерживал лучших представителей русского искусства.
В Петербурге совместно с молодыми композиторами Милием Балакиревым, Александром Даргомыжским, Модестом Мусоргским, Александром Бородиным, Николаем Римским-Корсаковым и Цезарем Кюи – создали художественное объединение композиторов «Могучая кучка», название которому дал Стасов. Кучкисты стремились воплотить русскую национальную идею в музыке, изучали музыкальный фольклор и церковное песнопение – и позднее использовали их элементы в своих сочинениях. Свои взгляды на значение новой музыкальной школы Стасов выразил в своем выдающимся труде «Двадцать пять лет русского искусства» (1882), занявший особое место в истории русской критики. Музыкально-критическое наследие Стасова составляет около ста восьмидесяти статей самых различных жанров – от значительных обзоров и монографий до рецензий и заметок. Владимир Васильевич оказывал помощь молодым музыкантам: подсказывал сюжеты для опер, подбирал материалы и документы для либретто. Центром музыкального и художественного Петербурга был дом Стасовых. Сюда приходили представители различных искусств. Здесь проходили музыкальные вечера, велись различные беседы.
Благодаря Владимиру Васильевичу и при его помощи были созданы многие знаменитые произведения: «Князь Игорь» Бородина, «Хованщина» Мусоргского, «Садко» Римского-Корсакова и другие. В знак большой признательности и глубокого уважения многие композиторы посвятили Стасову свои произведения.
В 1870 году московские и петербургские живописцы организовали Товарищество передвижных художественных выставок. Они устраивали выставки и вели большую просветительскую работу. В возникновении и развитии искусства передвижников, в широкой пропаганде их творчества большая заслуга Стасова. Творчество передвижников на долгое время стало определяющим фактором развития русского искусства. В течении шестидесяти лет Стасов оказывал огромное воздействие на развитие русской музыки и изобразительного искусства. Кроме его выдающегося труда «Двадцать пять лет русского искусства», его значительными работами являются так же «Тормозы русского искусства» (1885), и «Искусство XIX века». (1901)
Параллельно Стасов работал в Публичной библиотеке в Петербурге, одновременно был редактором «Известий Археологического общества» и устроителем этнографического отделения Географического музея В 1872 году был назначен заведующим художественного отдела. За 50 лет службы в Санкт-Петербургской публичной библиотеке Владимир Стасов собрал большую коллекцию сочинений деятелей искусства, и многое сделал для открытия свободного доступа в библиотеку.
В библиотеке Стасов считался одним из ведущих систематизаторов, участвовал в организации систематического каталога Отделения «Россика» и в систематизации каталогов Отделения искусств. Большое участие Стасова и в комплектовании фондов библиотеки. Он содействовал приобретению редких книг и рукописей и публиковал статьи о новых приобретениях. Благодаря Стасову библиотека пополнилась также музыкальными автографами, фотографиями редких гравюр из Британского музея. Благодаря усилиям Стасова библиотеки фонды увеличились на одну треть. При его непосредственном участии в библиотеке собрано обширное рукописное наследие известных писателей и представителей искусства.
Большим трудом Стасова является собранная им коллекция портретов Петра I, над которой он работал с 1857 г. до конца своей жизни, часть которой описал в каталоге «Галерея Петра Великого в Императорской Публичной библиотеке». Большое внимание Стасов уделял2 собиранию фотографий, касающиеся России, а также внес значительный вклад в организацию выставок в Публичной библиотеке.
Почти до последнего дня жизни Стасов вел справочно-библиографическую и консультационная работу. К нему обращались за консультацией и библиографической помощью люди его времени, такие как И.Бородин, И.Балакирев, И.Репин, Л.Толстой, М.Горький и многие другие.
С большим участием отнесся Стасов к таланту молодого Н. К.Рериха. Их большая творческая дружба и переписка длилась до последних дней Владимира Васильевича. Стасов был крупнейшим специалистов в области орнамента, автор издания «Славянский и Восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени» и познакомил молодого художника с древнерусской славянской орнаментикой. Стасов раскрыл перед Рерихом смысл интересующих его орнаментов, историю возникновения их, пересылал в письмах зарисовки отдельных мотивов.
Обширна и научная деятельность Стасова. Он выступил историографом библиотеки в статьях «Воспоминания гостя библиотеки» (1867), «Публичная библиотека и Эрмитаж при Александре I» (1877), а также писал годовые отчеты о деятельности библиотеки. Большую работу провел он по подготовке отчета «Десятилетие Императорской Публичной библиотеки (1849 – 1859)». Владимир Васильевич много публиковал статей по вопросам археологии. Большой научный интерес представляют его исследования в катакомбах Керчи, публикации о византийских эмалях. Большой вклад Стасова в изучение древнерусского эпоса, древнерусского искусства и архитектуры, а также его труды в области этнографии.
Научная деятельность Стасова была отмечена почетными званиями и медалями: Академия наук наградила пятью медалями, Русское археологическое общество четырьмя. Признали Стасова и многие научные общества: в 1861 г. Русское географическое и археологическое общества избрали его членом-сотрудником, в 1866 г. Общество древнерусского искусства при Московском публичном музее – действительным членом, в 1871 г. Московское архитектурное общество – членом-корреспондентом, в 1899 г. Киевское литературно-артистическое общество – почетным членом. В 1900 году Стасова избрали почетным членом Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1900 г. Стасов был избран академиком.
На фасаде Государственной Публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина установлена мемориальная доска: «Здесь с 1855 г. по 1906 г. работал выдающийся деятель русской культуры Владимир Васильевич Стасов».
Владимир Стасов умер в 1906 году в Петербурге. Он похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. По проекту близких друзей Стасова архитектора И.П. Ропета и скульптора И.Я. Гинцбурга, на его могиле установлен монументальный памятник с надписью «Поборнику русского искусства».
Отдавая дань памяти Стасову, М.Горький в сборнике «Незабвенному Владимиру Васильевичу Стасову» в статье «О Стасове» лаконично и точно определил сущность его жизни: «Вот человек, который делал все, что мог; и все, что мог – сделал…».