25 февраля 2022 года в Библиотеке истории и культуры Петербурга (ул. Марата,72) состоялась лекция «Карл Иванович Май и гимназия Мая». Лекцию и презентацию провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Гарина И.Н.
Карл Иванович Май родился 29 октября 1820 г. Был выдающимся
педагогом, организатором и первым директором школы Карла Мая.
Человек кристальной чистоты, честности и удивительной преданности своему делу.
Школа его была особенной, здесь давались не только знания, но и прививались нравственные качества, эстетические чувства. Развивали и здоровье, и волю, и характер учеников, находя индивидуальный подход к каждому.
После окончания историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, Карл Май был домашним учителем в семье Дашковых, а позже преподавал географию в Лесном институте. К 30 годам он уже имел репутацию прекрасного педагога.
В то время в Российском обществе пробуждался интерес к различным сторонам жизни, и вопрос о воспитании и образовании волновал многих. Вырос запрос на образованных служащих, грамотных рабочих, инженеров.
Школа Мая - частная немецкая мужская школа - была открыта в Санкт-Петербурге 22 сентября 1856 г. Первым директором стал сам К.И. Май. Девизом школы стало изречение основоположника педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить — потом учить». Были выработаны педагогические принципы, которым школа следовала всё время своего существования. Вторым директором стал Василий Александрович Крокау, третьим и, как оказалось, последним – Александр Лаврентьевич Липовский.
Созданная К.И. Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьёй, стремление педагогов учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика, научить их самостоятельно мыслить. Всё это в сочетании с высоким качеством образования позволяло год за годом выпускать из стен школы высоконравственных, разносторонне развитых юношей, готовых к труду, полезному для общества.
Таким образом, как отмечали уже в начале ХХ века, эту школу никогда нельзя было назвать ни монархической, ни демократической, ни республиканской, ни аристократической. Она всегда стремилась быть общечеловеческой. В ней учились мальчики разных сословий и национальностей. Известен факт, что вовремя 1 Мировой войны при школе был создан госпиталь.
Из школы Мая вышло немало одаренных людей. В школу Мая шли семьями. Здесь учились 8 представителей семьи Бенуа, 6 - Семеновых- Тян- Шанских, 8 - Римских- Корсаковых, 5 - Рерихов и другие. (Более 90 учеников стали докторами наук, 26 избраны действительными членами или членами-корреспондентами Академии наук или Академии художеств).
Один из самых выдающихся учеников школы Карла Мая - Николай Константинович Рерих, - вспоминал о школьных годах: «Недаром опытный географ предлагал не только заучивать названия, а именно запечатлеть иероглифы земли и линиями, и красками, и рельефами. В этом делании пробуждалась и любовь, и внимательность, и соизмеримость земных начертаний. Художество вносилось в эти прикасания к земле. А там, где знания будет сочетаться с искусством, там останется особенная убедительность».
Ещё один из выдающихся учеников Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Школа К. И. Мая наложила сильный отпечаток и на мои интересы, и на мой путь жизненный, я бы сказал мировоззренческий, опыт… Я вспоминаю те несколько лет, которые я провел у Мая, с великой благодарностью. Даже почтенный швейцар, который приветствовал нас по-немецки, а прощался по-итальянски, учил нас вежливости собственным примером – как много все это значило для нас, мальчиков!».
В современном варианте гимназия К.И. Мая после целого ряда преобразований и переездов возрождена и является школой № 5 Санкт-Петербурга, располагаясь на 13-й линия В.О. в д. 28, а в здании № 39 на 14-й линии В.О. располагается Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН. Там же с 1994 года действует Музей гимназии К.И. Мая.
Лекция вызвала большой интерес и теплый отклик у слушателей. Личность выдающегося педагога К.И.Мая вызывает огромное уважение до сих пор, его обаяние передается нам из строк воспоминаний бывших учеников гимназии. В состоявшемся после лекции обмене мнениями слушатели единодушно пришли к заключению, что созданная К.И.Маем школа как система образования и воспитания достойна восхищения и изучения, а перенесение лучших ее традиций способно обогатить опыт современных учебных заведений.