17 февраля 2022 г. в детской библиотеке № 11 «Остров сокровищ» (Санкт-Петербург, Ленинский пр., 97/3) состоялась лекция «Космическое мироощущение Н.К.Рериха», с которой выступила сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александрова.
Великий русский художник, мыслитель, ученый, писатель, путешественник и международный общественный деятель Н.К.Рерих - выдающийся представитель русского космизма, уникального явления культуры Серебряного века в России конца XIX – начала ХХ вв. Все мыслители-космисты отличались целостностью мировоззрения, идеями взаимосвязи человечества и Космоса.
Среди них можно назвать блестящих русских философов: Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, В.С.Соловьёва, И.А.Ильина; выдающихся учёных ХХ века: В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, В.М.Бехтерева; деятелей искусства: М.Чюрлёниса, М.Врубеля, художников группы «Амаравелла», композиторов А.Скрябина, поэтов А.Блока, А.Белого и др.
Все грани творчества Н.К.Рериха, включая научное, философское, литературное, вся его общественная и культурно-просветительская деятельность были пронизаны космическим мироощущением, в основе которого лежат идеи Живой Этики – философии космической реальности. Живая Этика соответствует новому эволюционному витку развития человечества и является завершающим этапом в формировании нового космического мироощущения, возникшего в ходе Духовной революции в России на рубеже XIX – ХХ веков.
Свое художественное творчество Н.К.Рерих также рассматривал в качестве реализации данных философских воззрений. Многие из идей Живой Этики как философии космической реальности нашли прекрасное отражение в различных сериях живописных полотен Мастера.
В лекции были освещены истоки формирования широкого, всеохватного мироощущения Н.К.Рериха, которое закладывалось в его семье и воспитании, где все было направлено на пробуждение интереса к познанию и осмыслению мира, формированию в нем интереса к самым различным областям человеческой деятельности: философии, истории, живописи, литературе, археологии; в полученном прекрасном образовании; высоком мировоззренческом потенциале эпохи Серебряного века и окружавших его людей – выдающихся ученых, художников, музыкантов, философов; в присущих ему личных качествах, заданных высоким духовным и нравственным уровнем.
Были отмечены некоторые выдающиеся качества Н.К.Рериха, характеризующие его как представителя нового космического мышления, такие как высокие самодисциплина и ответственность перед обществом, всем человечеством, энциклопедизм и универсализм, колоссальная работоспособность, необыкновенные воображение и интуиция и др.
Важнейшим и редчайшим из выдающихся качеств Н.К.Рериха является его способность к синтезу - целостный комплексный подход во всех сферах его деятельности, представляющий собой синтез науки, искусства, религии, философии и др., реализуемый им как руководящий, основополагающий принцип жизни.
Выражением синтетического сознания Н.К.Рериха в его художественном творчестве является само многообразие форм изобразительного искусства, к которым он обращался: станковая живопись, монументально-декоративное и театрально-декорационное творчество, фреска, мозаика, керамика, графика, книжные иллюстрации, иконопись, оформление интерьеров, искусство витража, архитектурные замыслы. Синтез Н.К.Рериха проявился также в широчайшем охвате тем, идей и образов, направленных на утверждение общечеловеческих, гуманистических идеалов, духовных оснований жизни. Рерих считал, что подлинное искусство, несущее в себе красоту и духовность, приближает людей к постижению сути вещей, к познанию Космической Реальности.
Звучание космоса в живописи Н.К.Рериха его ученик Р.Рудзитис назвал «космическими струнами»: «В первое мгновение мы интуитивно ощущаем, как невыразимое словами, незримое космическое дуновение исходит от картин Рериха. Кажется, что в одухотворенных фигурах, в языке цветовой гаммы, даже в деревьях, скалах, в контурах мятущихся облаков – во всем звучат космические струны»; «…Его картины словно преодолевают границы земной тверди, устремляясь в необъятные космические горизонты».
Также из лекции слушатели узнали о новаторском подходе Н.К.Рериха к вопросам истории и культуры, рассматриваемых ученым с позиции космического мышления; о таких важнейших культурно-исторических инициативах Н.К.Рериха, как масштабная Центрально-Азиатская экспедиция (1923 – 1928 гг.), создание и деятельность Института Гималайских исследований «Урусвати», Пакт Рериха и Знамя Мира, призванных сыграть важнейшую роль в космической эволюции человечества.
Академик Л.В.Шапошникова в одной из своих работ писала: «…Главной чертой философско-мировоззренческих взглядов Рериха является космизм. Все его многогранное творчество отражает идею единства макрокосма и микрокосма, неразрывность человека и космоса, осмысливает роль человека в космической эволюции и связывает эту эволюцию с насущными проблемами культурно-исторического развития человечества <…>. Все то, о чем писал Рерих, говорил или рисовал, так или иначе касалось проблем эволюции в ее энергетическом аспекте. Главные направления его научных и художественных интересов лежали именно в этой области».
В заключение лекции Т.В.Александрова ответила на вопросы слушателей.