9–10 октября 2021 года в формате онлайн прошла Международная научно-общественная конференция «Культура и цивилизация. Проблемы и пути взаимодействия».
Организатор конференции – Международный Центр Рерихов.
Соорганизаторы: Институт научной информации по общественным наукам РАН, Кыргызско-Российский Славянский университет (Киргизия), Российская академия естественных наук, Проблемная группа «Русский космизм» Российского философского общества, Советский Фонд Мира, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международный Совет рериховских организаций имени С.Н.Рериха. В работе конференции приняли участие 352 человека из 19 стран: Австрии, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Болгарии, Германии, Грузии, Индии, Испании, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдавии, России, Узбекистана, Украины, Финляндии, Эстонии.
В адрес конференции поступили приветствия от Президента Международного Центра Рерихов (МЦР), художественного руководителя Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича Юрия Хатуевича Темирканова; первого вице-президента и главного ученого секретаря Российской академии естественных наук, профессора Л.В.Иваницкой; ректора Кыргызско-Российского Славянского университета, профессора В.И.Нифадьева, профессоров Кыргызско-Российского Славянского университета В.М.Плоских и В.А.Воропаевой; проректора ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» И.Н.Авдеевой; руководителя проблемной группы «Русский космизм» Российского философского общества, профессора В.В.Фролова; научных сотрудников ФГБУН ФИЦ «Морской гидрографический институт РАН» в Севастополе; оперной певицы, профессора, доктора музыкальных наук, президента международной ассоциации «Моцарт»-Россия Л.Ю.Казарновской; председателя МОО «Украинское Рериховское Общество» В.А.Козара; Латвийского отделения Международного Центра Рерихов, и др.
Вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Витальевич Стеценко объявил конференцию открытой.
Утреннее заседание 9 октября началось с просмотра участниками фрагмента видеозаписи доклада академика РАЕН и РАКЦ Людмилы Васильевны Шапошниковой, который она сделала в 2005 году на научно-общественной конференции Международного Центра Рерихов, посвященной 70-летию Пакта Рериха. В своем докладе Л.В.Шапошникова, основываясь на системе познания Живой Этики, ее философии и методологии, раскрыла понятия культуры и цивилизации, показала их внутреннюю связь и зависимость развития цивилизации от культуры. Культура как самоорганизующаяся система духа формируется под влиянием Высших миров. Это влияние происходит через Космических Иерархов, духовных Учителей, культурных героев, создателей Учений, приносящих на Землю высокие знания. Происходит взаимодействие человека с «иной духовной действительностью», о которой писали и Н.Бердяев, и Н.Рерих. Если такая связь есть, то Культура будет присутствовать на Земле. Другая особенность культуры – это восприятие космических энергий человеком без ущерба для него. В область Культуры входят и знания, и красота, но также и то, что Н.Рерих называл «огнем сердца». За этим стоит понимание сердца человека как органа познания, инструмента познания и места, где концентрируется сознание, поэтому сердце – это центр эволюции человека, что входит в область научного исследования. Культура оказывает огромное влияние на все стороны жизни человечества, создавая поле высокой энергетики, в котором человек получает возможность расширять пространство познания, совершенствовать свою внутреннюю природу, развивать творчество. В ХХ веке пути культуры и цивилизации разошлись, более того, культура подпала под влияние машинной цивилизации, что негативно отражается на судьбе и той, и другой. Разрушение культуры отзывается на замедлении и нарушении всей эволюции человечества. Эти явления были осмыслены Н.К.Рерихом и положены им в основу идеи Пакта по сохранению культурного наследия всего человечества.
Доклады, представленные на конференции, условно можно разделить на три группы. Так, ряд докладов был посвящен философскому или культурологическому осмыслению сущности культуры, а также наиболее общим, но фундаментальным проблемам взаимодействия культуры и цивилизации.
Руководитель ОНЦ КМ МЦР, кандидат культурологии И.Ю.Дьяченко (г. Москва, Россия) в докладе «Принципы культуры в космическом мышлении» обратила внимание прежде всего на то, что кризис цивилизации требует обратиться к пониманию культуры, поскольку культура является ее духовной основой, но эта основа сегодня сама находится в глобальном кризисе. Понятие культуры является фундаментальным в системе человеческого знания, но во множестве ее определений культуру часто отождествляют с цивилизацией, что не дает о ней представления. Это понятие может быть осмыслено только с помощью высокой философии, в синтезе западного, восточного и российского опыта, и это мы находим в мысли философов и ученых Серебряного века, а также в философии Живой Этики, посвященной проблемам космической эволюции земного человечества и роли культуры в этой эволюции. Природа культуры духовна и может быть познана на духовном пути, который в Живой Этике и творческом наследии Н.К.Рериха определяется как «почитание Света». Это влечет осознание высшего плана бытия и определяет принципы культуры, к которым, помимо уже известных в науке (преемственность, целостность и т.д.), могут быть добавлены такие, как принцип духовности, эволюции, иерархии, этики, красоты, безграничного познавания, сердечности, расширяющие представление о культуре, ее природе и способности ее преображения.
Председатель Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты культуры, кандидат социологических наук О.Н.Калинкина (г. Пермь, Россия) раскрыла «Особенности культуры в свете идей Живой Этики». Методология Культуры в Живой Этике связана с космической реальностью и ее законами. В Живой Этике каждое явление и процесс рассматривается с позиции взаимодействия Духа и материи и той энергии, которую они порождают в этом взаимодействии. Дух первенствует и одухотворяет материю, способствуя ее качественному изменению в сторону улучшения, утончения, гармонизации. Культура имеет духовную основу, она рождается творчеством духа. Развивая сердечность, любовь, мужество, самоотречение и другие качества, являющиеся неотъемлемой частью Культуры, человек накапливает энергию, которая называется «огненной», ведущей к его одухотворению и преображению. Без Культуры невозможно развитие подлинного искусства и новой, одухотворенной науки.
В докладе «Сущность понятия культуры в Учении Живая Этика и современной культурологии» О.Г.Шостак, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков и прикладной лингвистики Национального авиационного университета, доктор филологических наук (г. Киев, Украина), раскрыла, проанализировала ситуацию в современной науке о культуре, в которой существует более 500 определений культуры. Тем не менее их авторы практически не различают понятия культуры и цивилизации. Многие общепринятые определения тесно связаны с материальными реалиями человечества, развитием и трансформацией цивилизационных процессов в историческом пространстве конкретных стран и народов и не принимают во внимание наивысшую, т.е. принадлежащую высшим мирам, или огненную, составляющую культуры и искусства. Часто отсутствует на страницах научных трудов и осмысление явления синтеза, без которого невозможно понимание культуры. Совсем иначе выглядит концепция культуры в Учении Живой Этики, где определено ее место в эволюционном процессе, охватывающем все мироздание. Осознание связи культуры с Надземным миром, с высшей материей и ее энергетикой, иерархически превосходящей плотную земную материю, ведет к эволюционному развитию человека, преображению его внутреннего мира.
Профессор ГБОУ ВО МО «Технологический университет имени летчика-космонавта А.А.Леонова», руководитель Проблемной группы «Русский космизм» РФО, доктор философских наук В.В.Фролов (г. Москва, Россия) в докладе «Конечный и беспредельный масштабы видения человеческого бытия в свете понятий культуры и цивилизации» отметил, что чем выше уровень культуры человека и общества, тем качественнее и гармоничнее цивилизация, ибо последняя одухотворяется культурой и благодаря этому переходит на более высокий уровень. Одним из проявлений культуры человека выступает космическое мировоззрение. С его помощью возможно раскрытие взаимосвязи конечного и беспредельного масштабов видения таких проявлений человеческого бытия, как жизнь, смерть, любовь и счастье. Масштаб их видения ограничен временными и пространственными рамками земных условий. Беспредельный масштаб взгляда на жизнь, который дает Живая Этика, таких границ не ставит. Применение отмеченных масштабов видения позволяет рассмотреть конечное, т.е. земное, как момент космической реальности. Космическая природа любви открывается человеку, когда он осознает свое космическое назначение. Главным итогом осознания взаимосвязи конечного и беспредельного в любви является то, что человек начинает видеть в земных проявлениях любви ее космическую природу.
Президент Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих П.М.Журавихин раскрыл тезис «Культура есть почитание Высшего». В Пакте Рериха, сохраняющем культурное наследие, и его Знамени Мира отразилась концепция культуры Н.К.Рериха, получившая свое развернутое обоснование в философии Живой Этики. Ее суть составляет представление о Культуре как космическом явлении, связанном с мирами высоких состояний сознания и материи. Эти пространства, где «мысль и свет сливаются воедино», – источник красоты и любви, способствующих развитию сердца человека и расширению его сознания. Потому творцы культуры – чрезвычайно редкое явление. Энергию Высших Миров они веками воплощали в своем творчестве, просвещая человечество. Отсутствие высшей энергетики лишает искусство, науку и религию духовного содержания, ведет к разрушению духовных основ жизни и в результате – к гибели цивилизации. Пакт Рериха, защищая объекты и носителей культуры, спасает мир от уничтожения. На рубеже XX–XXI веков стал рождаться поток новых творцов культуры – детей с космическим мышлением и сознанием. Их творчество отличает духовная утонченность и философская глубина. Это те, кто несет в наш мир новую Красоту, философию и выявляют новый уровень сознания.
Доклад «Атрибуты Культуры: образовательно-просветительский аспект» представила ведущий специалист информационно-библиотечного центра Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, ответственный редактор общественного научно-просветительского интернет-журнала «Педагогика Культуры» Л.И.Уварова (г. Санкт-Петербург, Россия). Она раскрыла суть Культуры как мощного двигателя и инструмента преобразования общества и всей жизни на планете, и потому каждому человеку необходимо уметь отличать ее от подделок, которые активно навязывает массовая культура в угоду цивилизации, отвлекая от наинужнейшего. Проблема заключается в отсутствии однозначных понятий Культуры, отличающих ее от цивилизации. Кроме обобщающей характеристики – всеобщее достояние человечества, Культура имеет также определенные конкретные признаки – атрибуты – существенные, неотъемлемые свойства, внутренне присущие данному явлению, позволяющие отличить ее от явлений массовой культуры. Атрибуты Культуры, такие как свет духовных начал, огонь сердца, синтез Красоты и Знания, эволюционная сущность явлений, развивающий творческий труд на общее Благо, качества человечности, этика жизни, будучи осмысленными и утвержденными в каждом дне как жизненные принципы, помогут людям определить путь эволюции как путь Культуры.
Ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН, кандидат географических наук Г.П.Аксенов (г. Москва, Россия) представил доклад на тему «К вопросу об определении понятия цивилизации: современные концепции». Несмотря на то что понятие цивилизации одно из самых употребляемых, точного определения его нет ввиду сложности. Если А.Тойнби описывал цивилизацию на основе двух признаков, то автор доклада в своей книге «Глубинная история человека: от христианства до ноосферы» описывает ее на основе 12 признаков, среди которых система образования, непрерывный технический, общественный и нравственный процесс, устройство суда по юридической науке и др. В таком аспекте существует одна цивилизация – европейская, начало которой положено в XI–XII веках и которую можно назвать всемирной. Другие общества можно назвать культурами. Превращение всех культур в единую мировую культуру и цивилизацию В.И.Вернадский называл геологическим и стихийным (в смысле – объективным) процессом.
Точка зрения, представленная в данном докладе, во многом альтернативна по отношению к прозвучавшей на конференции, что вызвало дискуссию со стороны доктора философских наук О.А.Лавреновой.
Доклад «Космическое мироощущение С.Н.Булгакова и его философия культуры» подготовила сотрудник ООО «Медицина» Т.В.Александрова (г. Санкт-Петербург, Россия). В работе дана характеристика важнейших особенностей творчества и философии культуры выдающегося русского философа, ученого, общественного деятеля, богослова Сергея Николаевича Булгакова (1871–1944), вместе с другими русскими мыслителями искавшего ответы на насущные вопросы современности. Философы-космисты, ярким представителем которых был С.Н.Булгаков, осмысливая судьбу русской культуры, выдвигали ряд положений, определяющих понимание феномена культуры как целостного явления и ценностного пространства как способа приобщения человека к духовной сущности мира. Отмечен его фундаментальный философский труд «Философия хозяйства» (1912), где суть «хозяйства» Булгаков понимал как богочеловеческий процесс осуществления во времени вневременного, космогоническую битву между Хаосом и Космосом, жизнью и смертью, великое творческое предназначение человека. С.Н.Булгаков, так же как и Н.К.Рерих, разграничивал понятия «культура» и «цивилизация». Обращаясь к анализу сложнейших кризисных процессов в духовной сфере России, поиску причин и путей выхода из него, философ утверждал взаимосвязь культуры и религии, придавал культуре христианское измерение. Это, по мысли Булгакова, сделает возможным возвращение современному миру его духовно-нравственных основ и восстановление его целостности.
Председатель Регионального отделения Международной общественной организации «Лига защиты Культуры» по Республике Башкортостан, кандидат философских наук Г.Б.Святохина (г. Уфа, Россия) представила доклад «Учение Живой Этики о Культуре как основе эволюции (философско-методологический аспект)». В докладе были освещены особенности исторического развития представлений о феномене культуры на базе таких типов мышления, как космоцентрический, теоцентрический, антропоцентрический. Было предложено осмысление явления Культуры в контексте положений и принципов системно-целостного подхода энергетического мировоззрения Учения Живой Этики, когда она становится важнейшим фактором эволюционного развития человека и общества, выступает выражением сущности структурной организации основ Бытия, обретает статус космического закона. В современном мире Культура обретает ведущее и определяющее значение для жизни и совершенствования человека и общества. Стремясь к Культуре как к фундаментальной основе жизни, к овладению высшими духовными принципами ее представляющими, такими как Истина, Красота, Добро, Общее Благо, человек и общество вступают на истинный путь космического эволюционного развития.
Несколько докладов были посвящены вопросам философии науки и психологии искусства, исследованию художественного, музыкального, литературного, архитектурного творчества.
«Об историческом чувстве художника в контексте единства культуры» рассуждал в своем выступлении доктор психологических наук, главный научный сотрудник Психологического института РАО, главный редактор журнала «Искусство в школе» А.А.Мелик-Пашаев (г. Москва, Россия). Под исторической памятью подразумевается способность человека выходить за рамки своего повседневного самосознания как существа, ограниченного временем индивидуальной жизни, и непосредственно переживать сопричастность культурно-историческому прошлому своего народа и человечества в целом как к собственному прошлому. Когда такой способностью наделен художник, то он создает произведения, которые не просто описывают «чью-то» минувшую жизнь, а властно переносят в нее зрителя (читателя, слушателя), как в некое вневременное настоящее, тем самым пробуждая и у него аналогичное чувство сверхличного бытия, переживание истории как «своей» истории. Одним из немногих художников, чьи произведения оказывают на зрителя такое воздействие, был Н.К.Рерих. Чувство личной сопричастности прошлому человечества было связано у него с чувством личной ответственности за будущее. Свидетельством этому стало служение и беспримерный вклад Рериха в дело сохранения культурного наследия человечества.
Профессор Центра русских исследований университета имени Д.Неру Мита Нараян (г. Нью-Дели, Индия) в докладе «Пути понимания культуры и цивилизации (на основе перевода стихов Н.К.Рериха)» акцентировала внимание на том, что понимание разных культур и цивилизаций возможно благодаря литературным переводам, которые являются не просто сопоставлением двух языковых систем, но и соприкосновением двух разных культур. Стихи Н.К.Рериха отражают его мировоззрение и взгляд на жизнь, определяют его жизненно-творческий путь. Такие поэтические произведения, как «Священные знаки», «Пора», «Свет», «Привратник», «Я сохраню» и другие, полны выражениями, определяющими глубину характера их автора, его исключительную философскую цельность, оптимизм, веру в человека. Перевод этих стихов на английский язык сделан автором доклада, дан их анализ. Процесс перевода показывает, что через него также происходит глубокое знакомство с жизнью и мировоззрением такого уникального человека, каким был Н.К.Рерих.
Профессор кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, доктор искусствоведения Г.П.Овсянкина (г. Санкт-Петербург, Россия) раскрыла тему «Музыкальная семантика. Размышления о космическом происхождении». Музыкальной семантикой называется «совокупность всех тех элементов, которые могут иметь рационально осознанное и вербально выраженное значение». Семантический словарь музыкальной культуры закреплялся в памяти человека как смысловые следы музыки. Такие знаковые элементы существовали уже в музыке древних цивилизаций. Встает вопрос: что явилось импульсом для появления этих семантических следов, помогающих раскрыть смысл музыки? Не исключено, что появление и развитие музыкальной семантики обусловлено определенным космическим Посланием. Возможно, из космоса была передана на Землю информация о закодированных в музыке смысловых знаках. Косвенно это подтверждается в докладе Л.В.Шапошниковой «Наука и Живая Этика» и ее статье «Энергетическое мировоззрение Живой Этики». Это те вопросы культуры, которые ждут своих более глубоких исследований.
В докладе «Живая Этика и современная философия науки о роли культуры в становлении научной мысли» магистра искусств, китаиста, буддолога, сотрудника Немецкого Рериховского Общества Е.А.Щусь (г. Бохум, Германия) сравнивались понятия культуры в разных философских направлениях. Если культура в современной философии науки воспринимается в целом как «образ жизни» определенной группы людей (народа, субкультуры, исторической эпохи), то в Живой Этике это понятие можно обобщить как «дух творческой деятельности человека» (Л.В.Шапошникова). Соответственно, из-за разных пониманий культуры складываются различные отношения к ее роли для научного познания. Так, философия науки не придает определяющего значения культуре, но в то же время и не отрицает влияния культурно-исторического мировосприятия на научные представления и интересы. В Живой Этике культура, наоборот, определяет будущее развитие науки, поскольку предлагает новые подходы объективного познания различных аспектов духовности, таких как сознание, мысль, тонкие энергии, дух, душа и т.д. К сожалению, в университетской науке Германии сегодня происходит сокращение гуманитарных дисциплин и, в целом, пренебрежение вопросами культуры, в то время как необходим синтез гуманитарных и естественных наук.
Доклад по теме «Храм как явление культуры и символ духовной эволюции человека» представил доцент кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна им. В.Г.Смагина Иркутского национального исследовательского технического университета, старший преподаватель Д.В.Дорохин (г. Иркутск, Россия). Изучая символику древних храмов, можно прийти к выводу, что храм – это важная точка смыкания культуры и цивилизации. Храмы наполняют пространство планеты, являясь свидетельствами мощной духовной работы человека: все синтетические художественные приемы позволяют выразить его внутренний мир в зримых формах храма. Вне зависимости от религий все храмы являют собой прекрасную ткань мировой культуры. Цивилизация обретает смысл только тогда, когда она служит целям Культуры, и именно в этом случае культурная деятельность человека становится мостом к прекрасному будущему, где Культура и цивилизация идут рука об руку и помогают друг другу в достижении более совершенной и прекрасной жизни.
Директор Музея жизни и творчества семьи Рерихов Харьковского Культурного Центра имени Н.К.Рериха, культуролог М.Ю.Логинова (г. Харьков, Украина) обосновала пути взаимодействия культуры и цивилизации в докладе «Актуальность утверждения Культуры Красоты с позиции нового космического миропонимания». Культура Красоты имеет важное эволюционное значение для становления Нового Мира и Нового человека. Понятие Культура Красоты имеет полное право войти в научный оборот, в сферу культуры и образования. Необходимо также воплощение Культуры Красоты в жизни каждого человека, что поможет приобщить людей к Прекрасному, к осознанию ими космической Красоты и, соответственно, будет вести к преображению сознания и мышления человека. Утверждение Культуры Красоты ‒ в этом путь выхода из кризисов современной культуры и цивилизации.
Последняя часть докладов освещала актуальные проблемы развития цивилизации и культуры, сохранения памятников культуры, а также вопросы педагогики и медицины, рассматриваемые в свете культуры.
Почетный член Российской академии художеств, в.н.с. ИНИОН РАН, профессор МИСИС и ГИТР, президент Международной ассоциации семиотики пространства и времени (IASSp+T), заместитель директора Музея имени Н.К.Рериха по научной работе, кандидат географических наук, доктор философских наук О.А.Лавренова (г. Москва, Россия) в своем докладе «Дигитосфера: в поисках культуры» показала особенности современного мира, вошедшего в эпоху цифровизации. Новые повседневные практики подразумевают постоянное вовлечение сознания человека в виртуальное пространство – игры, социальные сети, блоги, реклама, покупки в интернете, поиск полезной информации и т.п. Цифровые метки и QR-коды изменяют информационное насыщение окружающего мира, и цифровое пространство обретает характер всеобщности, поэтому наряду с ноосферой, пневматосферой, семиосферой сейчас говорят о дигитосфере, которая по-своему «форматирует» сознание человека. В результате человек отучается творчески мыслить, ведь для того, чтобы мозг переключился на творческий процесс, необходимо минимум 20 минут информационной тишины. В то же время интернет есть кладезь всевозможной полезной информации (научной, культурной), в него уже заложены самонастраивающиеся механизмы, которые создают «пузыри фильтров» – предоставление информации по запросам. Точно так же подстраиваются цифровые архивы, меняющие структуру в соответствии с запросами на определенные темы, а непопулярная информация уходит на второй план и «затирается». Как в таких изменившихся реалиях должна развиваться культура, которую Л.В.Шапошникова определила как «самоорганизующуюся систему духа»? Человек остается мерой всех вещей, и единственный выход – воспитание резистентности, разборчивости, вкуса, потребности в красоте и познании. При формировании соответствующих запросов будет изменяться и цифровое пространство.
Доклад «От дифференциации к синтезу: роль культуры в будущей картине мира» сотрудника Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, кандидата исторических наук Е.В.Трояновой (г. Бишкек, Киргизская Республика) раскрывает специфику взгляда на мир в разные исторические эпохи в соответствии с системой познания Живой Этики как философии космической реальности. Эта философия вводит понятие исторического типа мышления для характеристики познавательной деятельности того или иного времени и выделяет его типы: мифологическое, религиозное, научное, а также формирующееся в настоящее время космическое мышление. В рамках каждого типа мышления в прошлом складывалась своя картина мира, решался вопрос о соотношении духа и материи, культуры и цивилизации как фундаментальных противоположений, образующих единство земной и космической жизни. Обзор исторических эпох показывает, что в прошлом максимум гармонии космического и земного начал, культуры и цивилизации несла в себе мифология, минимум пришелся на эпоху научного мышления, сложившегося в XVII–XX веках. Критическое нарушение равновесия в системе культура–цивилизация в прошлом столетии вызывало мировые войны, природные и техногенные катастрофы. Картина мира распалась на множество «картин» по отдельным научным направлениям, однако входящее в жизнь космическое мировоззрение, основу которого составляет Живая Этика и философия космизма, несет в себе новую синтетическую картину мира, в которой восстанавливается утраченная связь с высокими знаниями и космическим измерением, формируется синтез главных путей познания – науки, искусства и религии, утверждается приоритет духовной красоты и этики. Живая Этика отводит культуре роль главной движущей силы исторического процесса, роль преобразующего фактора сознания человека в его восхождении по ступеням эволюции.
Пути к беспредельному познанию системы мироздания открывает сердце человека, о чем говорил в своем докладе «Сердце культуры: современные аспекты кардиогносии» заместитель руководителя ОНЦ КМ МЦР, вице-президент Международного комитета по сохранению наследия Рерихов, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук А.А.Лебеденко (г. Москва, Россия). Философия сердца направлена на познание сердца человека как центра духовной жизни. Если человек внешний (материальный) есть шедевр природы, то человек внутренний (духовный) – шедевр эволюции. Суть внутреннего человека сосредоточена в духовной природе сердца, которое является источником синтеза мышления человека. Основные аспекты философии сердца сегодня ярко проявляются в плоскости онтологической, антропологической, гносеологической, этической, эстетической и социальной. В основе социальных потрясений – кризис так называемого «потухшего» сердца. Однако именно сердце являет международный язык миролюбия и дружелюбия, способно объединить человечество вне национальных, этнических, религиозных и социальных различий. Грядущую эпоху в истории человечества Живая Этика называет эпохой сердца, где Пакт Рериха за сохранение культурного наследия и его Знамя Культуры являются знаком сердца всей эволюции.
Руководитель отдела развития Музея имени Н.К.Рериха, кандидат педагогических наук Л.В.Хоменок (г. Москва, Россия) в своем докладе «Взаимосвязь Прошлого, Настоящего и Будущего в контексте рериховской концепции культуры» раскрыла смысл того, что понимание прошлого и его культурных ценностей, воспитание правильного отношения к наследию прошлых веков не только оказывает серьезное воздействие на настоящее, но и фактически определяет будущее народов. Это очень хорошо понимал Н.К.Рерих, великий русский художник и гуманист, доказавший, что, только сохраняя культуру прошлого, мы в состоянии построить лучшее будущее. Н.К.Рерих приходил к выводу, что безусловной ценностью для этого построения обладают такие накопления прошлого, как стремление человека к Красоте, его следование заветам духовных водителей человечества, овладение синтезом знания. Все это он наблюдал в русской культуре и потому верил в будущее России. В своих трудах Н.К.Рерих осмысливал законы эволюции, неразрывно связанные с высшими ценностями жизни и гармоничным взаимодействием Прошлого, Настоящего и Будущего. В своем творчестве он осуществил сложную задачу – показал взаимодействие Времени, и потому его искусство и жизненный подвиг ‒ вневременны. Все творчество Рериха дает нам понимание того, что главная ценность России и залог ее Будущего – Культура, осознанная в своей глубине и потому вдохновляющая.
Председатель Ташкентского Общества Рерихов Н.Р.Монасыпова (г. Ташкент, Узбекистан) в докладе «Три “Трона Соломона” – магниты Культуры» осветила тему культурного единства народов, которая занимает важное место в научном наследии семьи Рерихов. В период Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рерих и его старший сын Ю.Н.Рерих проводили археологические исследования, изучали фольклор, местные легенды и предания. Иллюстрацией к этим исследованиям может служить описание трех священных мест, связанных с именем царя Соломона. В путевом дневнике «Алтай-Гималаи» Рерих упоминает объекты, находящиеся в разных регионах Центральной Азии и называемые «Трон Соломона»: в Индии (г. Шринагар), Иране и Киргизии (г. Ош). Два из этих объектов входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: гора «Трон Соломона» (Тахт-и-Сулейман) в г. Ош (2009) и Археологический комплекс «Трон Соломона» в Иране (2003).
М.Ю.Гаспарян, доктор экономических наук, профессор, руководитель Отделения «Эконометрики, квалиметрии и проблем определения стоимости» РАЕН, Центра репараций и реституций и Армянского научного центра АРМАЕН, член Научного Совета РАН, член Президиума РАЕН, номинант Нобелевской премии (г. Москва, Россия) в соавторстве с М.П.Лавриненко, президентом Ассоциации «Миротворцы и Мир», генерал-полковником, академиком РАЕН, академиком Международной Французской Академии Наук «АРАРАТ» (г. Москва, Россия), представили доклад по теме: «Культуроцид: вызовы и угрозы современной цивилизации». Доклад посвящен актуальным вопросам сохранения культурных ценностей человечества, учету потерь культурных и исторических ценностей в мирное и военное время, что можно назвать культурным геноцидом. Все это ведет к утрате исторической памяти, и потому должно быть дано юридическое обоснование понятию «культуроцид». В докладе был поставлен вопрос о необходимости контроля за состоянием культурного наследия в национальных государствах (омбудсмен культурного наследия). Предложено дополнять вакуум международного права для сохранения культурного наследия одного народа (национального меньшинства) со стороны государствообразующего народа. Всему мировому сообществу необходимо совершенствовать правовые механизмы, а также эффективнее организовывать систему ответственности всех лиц, в том числе государственных и общественных деятелей высокого ранга, нарушающих международное право в области сохранения памятников культуры и истории. Огромная роль в организации этой международной деятельности принадлежит ЮНЕСКО.
С.Я.Щеброва, кандидат культурологии, сотрудник РГПУ им. А.И.Герцена, лаборант учебной лаборатории кафедры теории и истории культуры Института философии человека (г. Санкт-Петербург, Россия), представила доклад «О сохранении материального и нематериального культурного наследия Санкт-Петербурга». В нем она познакомила с проблемой сохранения культурного наследия исторического центра Санкт-Петербурга: Охтинского мыса, Университета, а также такого важного объекта, как Пулковская обсерватория. Благодаря массовому организованному сопротивлению жителей города удалось отстоять исторический центр от строительства Газпрома, Исаакиевский собор продолжает функционировать как музей, отбиты покушения на независимость Российской национальной библиотеки. Но многие объекты все еще требуют солидарной защиты: парки Александрино и Малиновка, Охтинский мыс, вид на Чесменский храм, Васильевский остров с комплексом зданий университета как единый исторически сложившийся комплекс науки и высшей школы. Речь идет о готовящейся продаже исторического университетского комплекса (здания Двенадцати коллегий, Новобиржевого Гостиного двора, дворца Петра II, Кадетского корпуса, усадьбы «Михайловская дача», Смольного монастыря и усадьбы графов Бобринских на Галерной улице) и других научных центров. При этом ликвидируется сама мечта основателя города – Петра Великого – о Васильевском острове как центре науки и образования. Самое возмутительное происходит последние 5 лет с объектом давней гордости отечественной науки – Главной астрономической обсерваторией РАН, знаменитой на весь мир Пулковской обсерваторией, где ведется кампания по прекращению астрометрических наблюдений и массовому сокращению сотрудников, изменение границ охранной зоны в связи с разрешенным здесь строительством.
С докладом «Общественный Музей имени Н.К.Рериха в свете концепции Культуры Н.К.Рериха» выступила директор Музея имени Н.К.Рериха Н.Н.Черкашина (г. Москва, Россия). Она отметила, что в создании Музея огромную роль сыграло наследие семьи Рерихов и, что очень важно, их эволюционные идеи, основанные на философии Живой Этики. Эти идеи неразрывно связаны с понятием культуры, концепцией культуры Н.К.Рериха, которая отразилась в экспозиции Музея. Поскольку Культура – это связь с Высшим, то целый музейный зал был посвящен теме Великих Учителей человечества, где представлены картины Н.К.Рериха, реликвии семьи. Также нашли свое место в экспозиции книги Живой Этики, картины, посвященные Учителям (серия «Знамена Востока») – в зале Живой Этики; изучение культурной общности народов (Русский зал и зал Центрально-Азиатской экспедиции). Важным эволюционным действием Рерихов в экспедиции стала закладка духовных магнитов в местах, где в будущем будут развиваться центры культуры. Внести в жизнь истинное понимание культуры – одна из задач Музея (зал Знамени Мира). Возрождение международного движения за культуру и сохранение культурного наследия – еще одна важная задача Музея, и в этом движении активно участвует российская и международная общественность. Концепции Рерихов отвечает сам общественный статус Музея. Возникшее противостояние чиновников деятельности общественного Музея происходит по линии восприятия культуры, старое мышление противостоит новому, космическому. Разрушение Музея, совершенное работниками культуры (Государственным музеем Востока и Министерством культуры), есть преступление против культуры. Равнодушие к судьбе Музея – ущерб для всей эволюции человечества. Хотя постоянная экспозиция Музея разрушена, но идеи Рериха благодаря деятельности сотрудников Музея расходятся по миру: проходят выставки, фестивали, посвященные Рерихам. Идет процесс намагничивания пространства культурой. Музей будет восстановлен, потому что можно разрушить форму, но идеи убить нельзя. Русский народ, как верил С.Н.Рерих, передавший наследие семьи Рерихов на родину, должен стать первооткрывателем нового вселенского мышления.
Участникам конференции была представлена поэтическая композиция, посвященная общественному Музею имени Н.К.Рериха, которую подготовила Т.И.Чечина (г. Тверь, Россия).
В докладе «Судьба России и творческое наследие семьи Рерихов: эволюционно-культурные аспекты» вице-президента МЦР С.В.Скородумова (г. Ярославль, Россия) подчеркивается нерасторжимая связь русской культуры с именем и деяниями преподобного Сергия Радонежского, заложившего основу русской государственности, воспитавшего лучшие качества национального характера, укрепившего духовные основы жизни человека. Заветам преподобного Сергия созвучат идеи Живой Этики – сердцевина наследия Рерихов, так как они тесно связаны с понятием культуры. Для России важен поиск национальной идеи, который сегодня сместился в область цивилизации, что уводит страну с эволюционного пути. Своеобразие этого пути выявилось около ста лет назад, когда в истории страны совпали по времени социальная революция и Духовная, связанная, в свою очередь, с преображением сознания и мышления человека. Это нашло отражение в трудах русских ученых, философов и художников, а в наследии Рерихов присутствует квинтэссенция идей, связанных с пространством Духовной революции. Историческое совпадение двух революций могло привести систему «культура-цивилизация» в равновесие, но противостояние двух революций отразилось негативно на судьбе всей страны. В этом надо также искать причины, почему наследие Рерихов и Живая Этика встретили в России неприятие. Однако поиск новых путей для России проходит через пространство культуры, и созданный С.Н.Рерихом общественный Музей имени Н.К.Рериха в своей деятельности утверждает культуру как эволюционную силу и становится форпостом для новой России. По отношению социума к Музею можно судить о балансе системы «культура-цивилизация». Вандализм, связанный с разрушением музейной экспозиции чиновниками от культуры, раскрыл противостояние культуры и цивилизации в наши дни, и только с восстановлением Музея, несущего эволюционные идеи России и миру, баланс может быть восстановлен. Слова Н.К.Рериха «Мир через Культуру», его идея международного Пакта в защиту культурного наследия, самой культуры есть выражение русской идеи в современном мире.
Профессор Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П.Королева, доктор филологических наук Г.Ю.Карпенко (г. Самара, Россия) представил доклад «И.А.Бунин о культурном единстве человечества (путь с Востока)». В нем докладчик осветил проблему (как она сформировалась в культуре конца XIX – начала XX века) восточного пути человечества, его единого «антропологического кода», восходящего к индо-цейлонскому пространству, что нашло свое отражение в творчестве И.А.Бунина, но еще не привлекло к этой теме должного внимания исследователей его творчества. Писатель разрабатывал данную проблему в культурно-антропологическом ключе на основе научного мифа об исходе первых людей «арийской расы» – Адама, Евы, Каина и Авеля – с Цейлона в Индию. Этот исход положил начало развитию человечества, в дальнейшем расселившегося по свету и разделившегося на народы. Но кровь и душа прародителей, близких к Творцу и первозданной природе, не остыли в человеке, который чувствует единство человеческого пути, свое родство с пращуром и Создателем. Проблему единства человечества решали многие мыслители прошлого, привлекая данные археологии, антропологии, физиологии, языкознания. Современные люди, как утверждал И.А.Бунин, – это «единоутробные братья» не только по крови, но и по своему глубинному мироощущению. Подобный взгляд на проблему единства человечества встречается у Н.К.Рериха, осуществившего масштабную научную экспедицию в Центральную Азию.
Профессор кафедры Информационных технологий и статистики, зам. директора НОЦ, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», сотрудник Уральского Центра духовной культуры, доктор экономических наук Н.М.Сурнина (г. Екатеринбург, Россия) в докладе «“Мать Культура” или “владычица цивилизация”: от конкуренции к равновесию?» рассмотрела образы моделей развития будущего, которые великий мыслитель Н.К.Рерих 100 лет назад провидчески охарактеризовал как «Мать Культура» и «Госпожа (Владычица) Цивилизация». В аспекте предлагаемых моделей экономического развития исследуются их особенности и риски. С позиций идей Учения Живой Этики, трудов Н.К. и Е.И.Рерихов, Л.В.Шапошниковой отмечается синергия революционных изменений в социальной, научно-технической, информационной, коммуникационной, управленческой сферах. Цивилизационные изменения заслоняют своими результатами духовную революцию. На основе системного подхода к двум исследуемым моделям выявлено их различие, определены направления, необходимые при проектировании равновесной модели культурной сферы, адекватной современным научным представлениям о космической природе человека.
Ф.В.Саулин, солист оркестра «Северная Венеция» (г. Санкт-Петербург, Россия), представил доклад «Сохраняя Культуру, строим мост в будущее: актуальность Пакта Рериха в XXI веке». Пакт Рериха был исторически обусловлен событиями начала ХХ века: войнами и революциями, в ходе которых утрачивались культурные ценности. Культура и цивилизация оказались в противостоянии. В докладе было рассмотрено, что во взаимодействии Культуры и цивилизации первая, безусловно, играет ведущую роль, и эта идея отстаивается Рерихами и Л.В.Шапошниковой, которые дали обоснование культуре и цивилизации как важнейшим понятиям нашего века. Разрушение материальной формы любого памятника уничтожает и его тонкую энергетику, что влияет на эволюцию человека. В Пакте Рериха заложен глубокий внутренний, эволюционный смысл. Поскольку в сфере культурно-цивилизационных взаимодействий наблюдается глубокое кризисное состояние, то уместно поставить вопросы: «продолжит ли человечество и планета путь гармоничного эволюционного развития?», «будут ли уравновешены в своем развитии культура и цивилизация?». Положительно ответить на них возможно только поняв эволюционную суть, заложенную в Пакте Рериха, и предприняв деятельные меры по обеспечению защиты Культуры.
«“Эффект обзора” Земли с орбиты: проблема гармонизации цивилизации и культуры» ‒ эту тему раскрыл в своем выступлении доцент кафедры философии Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И.Пирогова, кандидат философских наук П.Д.Абрамов (г. Омск, Россия). Он отметил, что гармоничной является такая форма культурно-цивилизационного взаимодействия, при которой утверждается приоритет, ведущая роль культуры. Эффект обзора ‒ это чувство красоты, но одновременно и понимание хрупкости Земли, ответственности за нее, испытываемое многими космонавтами, работающими на околоземной орбите. Эффекту обзора эстетическому и гуманистическому противостоит потребительское отношение к космосу. В этом случае «эффект обзора» служит своего рода импульсом к формированию глобального, космического мышления, способствует ведущей роли Культуры в жизни человека. К целостному охвату реальности также ведет интуитивно-символическое искусство и воспринимающая мир с точки зрения вечности философия. В области педагогики могут быть использованы тренажеры виртуальности, а также развитие воображения и мышления, способствующие эффекту обзора.
Сотрудник отдела развития Музея имени Н.К.Рериха, старший преподаватель Московского государственного лингвистического университета О.А.Канищева (г. Москва, Россия) выступила с докладом по теме «Интеллигенты и обыватели ХХI века. Проблемы взаимодействия культуры и цивилизации». В начале XXI века закрепляется резкое расхождение Культуры и цивилизации, начавшееся в ХХ веке. Обыватели направляют волю и сознание на экономическую сторону жизни, утверждая господство цивилизации, стремясь задавить дух грубой материей, погасить тот огонь духа человека, который выражается в его высоком творчестве; их цель – замутить источники этого творчества в душе человека, чтобы он не мог дорожить никакими общечеловеческими ценностями, кроме своих собственных. Культура, имеющая духовную основу, по мысли Н.Бердяева, в эпоху цивилизации продолжает жить в качествах, а не в количествах и уходит в глубину человеческого естества, продолжая свои наслоения. За человеком образованным, просвещенным, интеллектуальным последует в своем качественном развитии человек интеллигентный, культурный, носитель синтеза и космического сознания. Истинная интеллигенция ‒ это духовная и «интеллектуально независимая часть общества», а понять ее феномен можно, опираясь на взгляды Н.К.Рериха, Н.А.Бердяева, Д.С.Лихачева и других выдающихся деятелей, обладающих высоким синтезом.
Сотрудник Белорусского государственного университета культуры и искусств, магистр культурологии Т.С.Захарова (г. Минск, Беларусь) в докладе «Значение культурного потенциала учителя при формировании новых форм коллектива в переломный исторический момент: из опыта А.С.Макаренко» пришла к выводу, что в переломные исторические эпохи чрезвычайно важна роль учителя как ведущего начала в жизни человека и общества. На опыте А.С.Макаренко она показала, что благодаря раскрытию своего культурного потенциала он создал педагогику как способ преображения сознания человека, что оказывало свое влияние на коллективное сознание воспитанников. Изучение опыта педагогической деятельности А.С.Макаренко в переломный исторический момент, в послереволюционной России, во многом может помочь и современному обществу решать проблему личного и коллективного, гармоничного взаимодействия Культуры и цивилизации, а это связано прежде всего с воспитанием Человека с большой буквы. Феномен самой личности и педагогической деятельности А.С.Макаренко целесообразно изучать через философию Живой Этики, выявляя утверждение непреходящим ценностям в его творческой деятельности.
Л.И.Монасыпова, кандидат медицинских наук, врач-психиатр, психотерапевт, руководитель медицинского направления Аюрведической российско-индийской ассоциации (г. Москва, Россия), представила доклад «Здравоохранение будущего – запрос на профилактическое направление?». В нем она осветила неготовность системы современного здравоохранения отвечать на глобальные вызовы (например, пандемия COVID-19). Высокий уровень заболеваемости населения свидетельствует об отсутствии действенных программ, направленных на профилактику инфекционных заболеваний, в частности вирусных. По-прежнему актуальными являются вопросы профилактики инфекционных, хронических заболеваний, а также способность человека сохранять психическое здоровье при воздействии стрессовых факторов. Существуют клинические исследования, подтверждающие связь иммунного статуса и психологического состояния человека, корреляцию между психическим статусом и подверженностью респираторно-вирусным заболеваниям. Живая Этика ставит акцент на смене фокуса приложения усилий работников здравоохранения. Так, психогигиена, как первый этап и профилактика в целом, должны опираться на область духовного, поэтому важно, чтобы человек прежде всего осознал свою духовную природу. Это вопросы просвещения. Важная роль в перемещении фокуса внимания человека на свое духовное измерение принадлежит культуре как самоорганизующейся системе духа. Такой новый подход в здравоохранении, ориентированный на профилактику и психогигиену, позволит сформировать культуру здоровья, в которой будет наблюдаться высокая ответственность человека за гармоничное состояние организма, формирование соответствующего образа жизни, позволяющего достичь наилучшего из возможных состояний здоровья.
Конференция завершилась просмотром видеосюжета, посвященного открытию улицы Рериха в Изваре (Ленинградская область), где прошли детские и юношеские годы Н.К.Рериха. Этот праздник был приурочен к дню его рождения (9 октября) и состоялся благодаря инициативе И.А.Арутюновой, директора Автономной некоммерческой организации «Культурный центр “Извара 15”».
Обзор подготовили:
П.Д.Абрамов,
И.Ю.Дьяченко
См.также на сайте МЦР