20 августа 2021 года в библиотеке имени К.А.Тимирязева состоялась лекция «Прекрасное есть щит от зла», посвященная жизни и творчеству всемирно известного художника, философа, ученого, писателя, педагога и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха. Лекция прошла в рамках выставки репродукций С.Н.Рериха «Зов красоты», экспонируемой в библиотеке Санкт-Петербургским отделением Международного Центра Рерихов (МЦР). Лектор, сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Саулин Ф.В., рассказал слушателям о многогранном жизненном и творческом пути великого художника.
Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Санкт-Петербурге, в семье всемирно известного художника, мыслителя и ученого, общественного и культурного деятеля, создателя уникального международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников - Пакта Рериха Николая Константиновича Рериха.
Святослав Николаевич с детства интересовался живописью и естественными науками: орнитологией, зоологией, минералогией. В 1913 г. он поступает в гимназию К.И.Мая, но, в связи с болезнью отца, в 1916 г. вместе с семьей уезжает в Финляндию. Здесь он получает возможность больше находиться рядом с отцом и наблюдать его рабочие методы. Н.К.Рерих учит сына составлению красок, наглядно раскрывает секреты их особого «звучания» на полотне, дает ему уроки рисунка и композиции. Именно во время пребывания в Финляндии раскрывается склонность Святослава Николаевича к портретному жанру, в котором впоследствии он достигает небывалых высот, став одним из лучших портретистов XX века.
После Октябрьской революции 1917 года Финляндия закрывает свои границы с Россией, и семья Рерихов оказывается отрезанной от Родины. С 1918 г., Рерихи два года живут в Лондоне, где С.Н.Рерих готовится к поступлению в Академию Архитектуры, параллельно продолжая заниматься живописью. Переехав с семьей в 1920 г. в США, он получает степень бакалавра в Колумбийском университете (архитектурное отделение) и степень магистра в Гарвардском университете, одновременно с этим посещая скульптурное отделение Массачусетского технического института в Кембридже.
В 1923 г. С.Н.Рерих участвует в выставке русских художников в США, где представляет свои графические работы на сюжеты сказок, а также совершает путешествие по Европе с целью изучения культуры и искусства Запада, в рамках которого посещает Париж, Виши, Лион, Рим, Флоренцию, Болонью, Женеву.
В этом же году, вместе с семьей, он посещает Индию, Сикким и Бутан, изучает народную медицину, осматривает памятники истории и культуры на острове Элефанта; древние комплексы Аджанты и Эллоры; места, связанные с Буддой, Сарнатх и Гайю; Джайпур, Дели, Бенарес, Калькутту и др.; изучает древние философско-этические учения, посещает монастыри.
По возвращении из Индии в США С.Н.Рерих возглавляет все культурные учреждения, созданные его отцом: Мастер-Институт Объединенных Искусств в Нью-Йорке; Объединение художников в Чикаго «Пылающее сердце» («Cor Ardens»); Международный центр искусств в Нью-Йорке «Венец мира» («Corona Mundi»), а также руководит Музеем им.Н.К.Рериха в Нью-Йорке, который был открыт усилиями почитателей творчества его отца. В музее под руководством С.Н.Рериха проводятся международные выставки, налаживаются связи с музеями Европы и Азии. В этот же период проходят первые персональные выставки С.Н.Рериха в США, на которых экспонируется около ста его произведений. На Международной выставке в Филадельфии он получает высшую награду за свою восточную пятичастную композицию фресок. Работа С.Н.Рериха в Америке обеспечивает организационную и финансовую поддержку Центрально-азиатской экспедиции (ЦАЭ) - крупнейшей экспедиции XX века, организованной семьей Рерихов, проходившей с 1923 по 1928 гг.
С 1931 г. С.Н.Рерих постоянно живет в Индии вместе со своей семьей. Он проникается любовью к этой стране, принимает активное участие в ее общественной и культурной жизни. Уникальную красоту, разнообразие культурных традиций и утонченность духовных достижений Индии С.Н.Рерих воспевает во многих своих замечательных полотнах. После завершения ЦАЭ, в Индии, в Долине Кулу, Рерихи создают Институт Гималайских исследований «Урусвати» для обработки материала, полученного во время экспедиции. В Институте С.Н.Рерих руководит исследованиями в области ботаники, орнитологии, народной медицины и фармокопии, а также разводит опытные плантации лекарственных растений. Участвует в экспедициях по изучению и сбору семян засухоустойчивых растений. Активная научная деятельность не отрывает С.Н.Рериха от живописи: он проводит ряд выставок своих работ в США, Италии, Индии, Франции. Люксембургский музей в Париже приобретает портрет Н.К.Рериха его кисти.
Важно отметить, что на протяжении всей своей жизни Рерихи были патриотами своей Родины и в течение всей Великой Отечественной войны, Н.К.Рерих и С.Н.Рерих проводили в Индии совместные выставки с продажей картин в пользу Красного Креста СССР. С этой же целью ими собирались пожертвования, издавались книги и организовывались многочисленные выступления по радио.
В 1945 г. художник женится на известной актрисе индийского кино Девике Рани – внучатой племяннице знаменитого индийского поэта, писателя и общественного деятеля Рабиндраната Тагора, в то время возглавлявшей одну из ведущих киностудий Индии «Бомбей Токиз». После смерти Н.К.Рериха в 1947 г. семья переселяется на юг Индии, под Бангалор, где впоследствии С.Н.Рерих ведет большую просветительскую работу и руководит школой искусства. В рамках своей широкой общественной деятельности в Индии, С.Н.Рерих также становится основателем и почетным президентом культурно-просветительского Центра искусств «Читракала Паришад», созданного в Бангалоре в 1972 году и ставшего отделением местного университета.
На протяжении всей своей жизни С.Н.Рерих уделял большое внимание традиционной для всей семьи Рерихов работе по расширению и укреплению контактов между Индией и Россией. После 1947 г. им проводится большая работа, связанная с подписанием Пакта Рериха индийским правительством.
С 1960 г. С.Н.Рерих неоднократно приезжает на Родину. Его персональные выставки проходят в музее изобразительного искусства им.А.С.Пушкина в Москве и в государственном Эрмитаже в Ленинграде. С 1970-х годов выставки его живописи регулярно проходят по городам Советского Союза.
В 1989 году С.Н.Рерих создает в Москве Международный Центр Рерихов (до 1991 - Советский Фонд Рерихов), которому, выполняя завещание своих родителей, передает на Родину уникальное наследие своей семьи. Это наследие составляет основу постоянной экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха, деятельность которого строится на принципах, заложенных С.Н.Рерихом.
За выдающиеся достижения в области культуры, а также за вклад в дело мира С.Н.Рерих был удостоен правительственных наград различных стран, среди которых высший гражданский орден Индии «Падма Бхушан» (в виде цветка лотоса); советский орден «Дружба народов»; орден «Мадарский конник», учрежденный Государственным Советом Болгарии. С.Н.Рерих являлся лауреатом Международной премии Дж.Неру; кавалером болгарского ордена Кирилла и Мефодия; почетным членом Академии художеств СССР; почетным доктором Великотырнского университета в Болгарии; академиком Академии изящных искусств Индии.
Всю свою долгую жизнь С.Н.Р. сочетал любовь к живописи с любовью к многоликому миру природы, стремлению к прекрасному. Он говорил: «Философия пытается пояснить таинства жизни. Искусство является творческим выражением Внутреннего Человека и одним из великих таинств жизни.»
С.Н.Рерих ушел из жизни 30 января 1993 года, оставив нам богатое наследие. Около 4000 полотен художника украшают музеи и выставочные залы России, США, Индии, Франции, Бельгии, Болгарии и других стран/
В рамках лекции Саулин Ф.В. также рассказал о некоторых из картин С.Н.Рериха, представленных на выставке «Зов красоты». Лекция сопровождалась показом фото-презентации