15.04.21 в библиотеке им. К.А.Тимирязева (ул. Шкапина, д. 6) состоялась лекция «Экологическая роль изобразительного искусства в современном мире», лектор – руководитель научного направления Санкт-Петербургского отделения МЦР, психолог, арт-терапевт Елена Юрьевна Томша.
Перед началом лекции к собравшимся обратилась с приветствием Ирина Эрнестовна Салыкина, сотрудник библиотеки им. К.А.Тимирязева, и поздравила всех с Днем Культуры – праздником, который отмечается 15 апреля во многих странах мира.
«Экологическая роль изобразительного искусства в современном мире» - тема, вызывающая неизменный интерес у самой широкой аудитории.
Подробнее…
15.04.21 в библиотеке им. К.А.Тимирязева (ул. Шкапина, д. 6) состоялась лекция «Экологическая роль изобразительного искусства в современном мире», лектор – руководитель научного направления Санкт-Петербургского отделения МЦР, психолог, арт-терапевт Елена Юрьевна Томша.
Перед началом лекции к собравшимся обратилась с приветствием Ирина Эрнестовна Салыкина, сотрудник библиотеки им. К.А.Тимирязева, и поздравила всех с Днем Культуры – праздником, который отмечается 15 апреля во многих странах мира.
«Экологическая роль изобразительного искусства в современном мире» - тема, вызывающая неизменный интерес у самой широкой аудитории.
Стоит отметить, что материал лекции – результат многолетней работы, анализа отечественных и зарубежных научных исследований, в сочетании с практическими наблюдениями психолога за детьми, подростками, взрослыми на экспозициях в музеях и в реальной жизни.
Стремительное развитие в конце ХХ столетия техники и технологий, в том числе цифровых, наряду с новыми возможностями (такими, как общение по видеосвязи с друзьями и родными, находящимися в других городах и странах; возможности жителям небольших городов или даже сельской местности знакомства с книгами в крупнейших библиотеках мира, посещения виртуальных филиалов знаменитых музеев, и.т.д.) породило целый ряд специфических проблем. Информационное поле, по подсчетам Ф.Данна, за последние 30 лет увеличилось также как в предыдущие 5000 лет; объем информации удваивается каждые 5 лет. Остро стоит проблема ее организации и структурирования - информационный мир представляет собой в настоящее время, «скорее информационный хаос, чем информационный космос». Западный исследователь У.Ки называет «насилием чувств» применяемые средствами массовых коммуникаций техники воздействия на подсознание, и подчеркивает их стремление «управлять, манипулировать человеческим поведением». Классик медиа-экологии Н.Постман утверждает, что с развитием электронной коммуникации "информация превратилась в мусор", изменился характер человеческих ценностей, что привело к моральному дефициту.
Особенно важно учитывать влияние массовой культуры на подрастающее поколение - детей, подростков и молодежь, находящихся в процессе построения своей картины мира. «Формируя жизнь молодого поколения, - пишет классик отечественной музейной педагогики, Б.А.Столяров, - визуальная культура передает ему знания о мире, язык, коды и ценности повседневного бытия, нормы социального поведения и уровни художественных предпочтений. Именно визуальная культура через телевидение, кино, книги, журналы, рекламу, дизайн помещений, одежду и т.д. определяет характер взаимодействия человека с окружающей средой, включающей в себя образы и объекты, с которыми он сталкивается в повседневности».
В связи с этим следует отметить серьезную озабоченность и тревогу специалистов – психологов, педагогов, медиков, социологов, как отечественных, так и зарубежных, по поводу деструктивного влияния СМИ.
Многочисленные исследования свидетельствуют, что тиражируемые СМИ визуальные образы разрушительно воздействуют на психику человека, особенно в наиболее сенситивные периоды ее становления – детство и отрочество.
Наибольшая нагрузка информационного потока приходится на визуальный канал. О том, как изменяется зрительное восприятие современных детей, как это влияет на их мышление, восприятие и передачу эмоциональных состояний, какие это может иметь последствия, шла речь во время основной части лекции.
Специфика нынешней ситуации в том, что современные дети и их родители имеют принципиально разный опыт детства. Никогда прежде в истории человечества не было такого сильного, стремительного изменения жизненных условий, которое приводит к непониманию между поколениями. Достаточно напомнить, что многие дети даже дошкольного возраста сейчас более уверенно обращаются с компьютерами, и легче находят необходимую информацию в интернет, чем их бабушки и дедушки, а иногда и родители. Для осознания серьезности затрагиваемой проблемы Елена Юрьевна приводила результаты научных исследований и примеры из собственной практики работы с детьми и подростками.
Мы приходим к выводу, что поколение взрослых людей оказалось не готово к тем проблемам, которые возникли с чрезмерным распространением цифровых технологий и компьютерной техники.
В настоящее время специалисты – педагоги, психологи, врачи, все, кто по роду деятельности связаны с детьми и их развитием, а также наиболее прогрессивные, осознанные родители, находятся в интенсивном поиске правильных решений: как сочетать приобщение детей к «благам цивилизации» без ущерба для их психического и физического здоровья; как устанавливать разумные рамки доступа к гаджетам; что можно предложить детям и подросткам в качестве альтернативы виртуальной реальности, являющейся для них столь заманчивой.
Обращение к ценностям культуры, к целительному потенциалу изобразительного искусства может дать некоторые ответы на эти насущные вопросы.
Лекция сопровождалась показом презентации, в которой наглядно были представлены два разных мира: мир культуры (пространства художественных музеев, знаменитые картины выдающихся мастеров), наполненный красотой и глубокими смыслами; и мир «массовой культуры», наполненный агрессивными, примитивными, зачастую безобразными визуальными образами, мутным потоком льющимися с экранов телевизоров и компьютеров. Какие образы наполнят и сформируют внутреннее пространство души подрастающего поколения, во многом зависит от осознанного выбора и поведения взрослых, их воспитывающих.