Новости отделения

01.04.2021

Лекция, посвященная Константину Эдуардовичу Циолковскому в библиотеке им. А.П. Чехова, г.Санкт-Петербург


1 апреля 2021 года в библиотеке им. А.П. Чехова (Санкт-Петербург, ул. Турку, 11) состоялась лекция, посвященная Константину Эдуардовичу Циолковскому. Лекцию с презентацией провела сотрудница Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Л.И. Шестакова. Эпиграфом ко всей жизни Циолковского было взято всего два слова «Наперекор всему», и в своей лекции она раскрывает эту тему.

«Биография великих людей – это, прежде всего борьба, жгучая борьба, беспощадная война за новое, доселе невиданное и неслыханное, которому всегда противится все старое, уходящее, отживающее» - писал  А.Л. Чижевский - ученик и биограф, гениальный ученый России.

Л.В.Шапошникова писала: «Рождение К.Э. Циолковского на Земле есть Высший дар человечеству; мы говорим о Циолковском, как о посланце Космической эволюции, жизнь и деятельность которого является реализацией творчества самой Космической эволюции на планете Земля».  

Константин Эдуардович Циолковский - русский ученый-космист. Автор многих трудов по космической философии, им разработаны социальные проекты будущего человеческого общества. Талантливый педагог, изобретатель, основатель современной космонавтики и ракетной техники.

О своем рождении Циолковский писал: «5 (17) сентября 1857 года появился новый гражданин Вселенной». Самые теплые воспоминания связаны у Циолковского с матерью: «Мне кажется, без ее помощи я не постиг бы ни живописи, ни музыки, ни красоты земли, ни высшего блаженства на земле – умения размышлять». Именно мать научила Костю грамоте, помогла полюбить книги и приоткрыла заманчивые перспективы научного познания.

На одиннадцатом году жизни зимой Циолковский заболел скарлатиной и в результате осложнения почти полностью потерял слух. В 12 лет его определили в Вятскую гимназию. Из-за глухоты Константин не смог закончить 3-х классов. Циолковский в автобиографии о своей жизни пишет: «Но что же сделала со мной глухота? Она заставляла страдать меня каждую минуту моей жизни, проведенной с людьми. Я чувствовал себя с ними всегда изолированным, обиженным, изгоем. Это углубляло меня в самого себя. Лет с 14-15 я стал интересоваться физикой, химией, механикой, астрономией, математикой и другими предметами». У мальчика были золотые руки, он любил сам все мастерить.

Поверив в способности сына, отец посылает Константина в Москву поступать в Высшее техническое училище. По неизвестным причинам в училище  Константин не поступил, но решил продолжить образование самостоятельно. Живя буквально на хлебе и воде, принялся упорно заниматься. Ежедневно юноша штудирует науки в Чертковской публичной библиотеке в здании Румянцевского музея. В библиотеке Циолковский встретился с основоположником русского космизма Николаем Фёдоровичем Фёдоровым, который там работал. Циолковский признавал, что Фёдоров заменил ему университетских профессоров. За три года Константин полностью освоил гимназическую программу, а также значительную часть университетской. Циолковский пишет: «…И тогда я уже думал о Вселенной».

Вернувшись домой, Константин успешно сдал экзамены на уездного учителя и проявил себя талантливым педагогом, и только через 40 лет он мог полностью заняться наукой. За педагогические заслуги Циолковский был награжден орденами Святого Станислава  3-ей степени в 1906 г. и в 1911 году Святой Анны 3-ей степени.

Талантливый и увлекающийся педагог, он все свое свободное время посвящал науке. Самостоятельно разработал теорию газов. В связи с этим был избран членом Физико-химического общества в Москве. В 1890 году Циолковский послал работу о металлическом дирижабле в Петербург Д.И. Менделееву. Менделеев одобрил работу молодого ученого, назвав автора «очень талантливым господином». Чижевский писал: «Признать в недипломированном человеке, зачинателя огромного направления было невозможно. И хотя в душе некоторые считали Циолковского достойным того, чтобы впустить его в «дом науки», но большинство злобно отвергали это намерение».

В Калуге Циолковский стал чаще публиковаться в журналах. Среди его чисто научно-технических работ проблема межпланетного корабля занимала главное место. Первая такого рода публикация «Исследование мировых пространств реактивными приборами», теоретически обосновавшая осуществление межпланетных полетов с помощью реактивного летательного аппарата, вышла в 1903 году, и более расширенную работу удалось опубликовать в 1911-1912 годах в журнале «Вестник воздухоплавания». Впервые на эту работу прореагировали, но многие ученые за границей заявили о своем приоритете. Циолковский пишет: «Но они не знали о моей работе в 1903 г. и потому их претензии были потом изобличены».

После Октябрьской революции дирижабль был признан особенно важным изобретением. Циолковский много и плодотворно работает над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя. Для исследования реактивного движения образовались группа исследования реактивного движения (ГИРД) и институт. В 1927 году опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке. В 1932 году он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями.

Но главную часть его трудов отсекли и не стали обращать на них внимание. Это были его философские работы, отражавшие космическое мировоззрение нового мышления. Его по живому разрезали на две части, отделив космическую ракету от космического сознания и его концепции. За шесть дней до своего ухода он написал в письме: «Всю жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед». Ушел из жизни Константин Эдуардович 19 сентября 1935 года. Борьба за космический путь человечества продолжалась до самых его последних дней.

А.Л. Чижевский в своих воспоминаниях о Циолковском в книге «На берегу Вселенной», дал потрясающую своим трагизмом картину травли и гонений, которые устраивала против Циолковского так называемая научная общественность. Царское время и советское время в этом отношении были единодушны.

Л.В. Шапошникова пишет: «То, что сознание Циолковского намного превышало сознание его коллег, становится понятным только сейчас, да и то не всем. Такой уровень сознания определял объемность и многомерность его мышления и восприятия окружающей действительности». Основные философские взгляды он изложил в следующих работах: «Космическая философия», «Этика и естественные основы нравственности», «Научная этика». Циолковский брал этику за основополагающую основу космической эволюции человечества, тесно увязывая ее с процессами и закономерностями, происходящими в Космосе. Он был одним из первых ученых, который расширил понятие материи. Весь Космос предстал перед ним материей, но материей различных качеств и состояний. Он на собственном опыте убеждался, что не только интеллект служит познанию, но и сердце.                                                                                         

Исследователь наследия Циолковского В.В. Казютинский пишет: «Мысль Циолковского о возможности существования во Вселенной множество космосов намного опередила свое время. Только сейчас она пробивает себе дорогу в квантовой космологии». Для него Космос, его Вселенная не являлись холодной пустотой, а были наполнены жизнью, голосами тех, кто был выше его и совершеннее. Он убедился, что именно оттуда идут знания. И вместе с тем он понимал, что качество приема этих знаний зависит от уровня сознания принимающего. Интуиция подсказывала ему, что плотная материя Земли не есть единственное ее состояние, что существуют миры иных состояний материи, иных измерений, более высоких уровней сознания. 

Циолковский отмечает: «Кроме миров, подобных человеческим, возможны миры из веществ иных плотностей и иных размеров…. Делимость материи, вероятно, беспредельна». И продолжая, утверждал: «Вселенная никогда не умирает, не угасает, не исчезает, вечно горят ее огни, вечно живут ее существа, господствует над всем высший разум…. Общий огонь Вселенной никогда не потухнет. Жизнь ее оказывается периодичной…. Вечное возобновление…. Выходит, что космос не умирает. А если умирает, то снова возникает» и так без конца. Осмысливая труды гениального русского ученого-подвижника Л.В. Шапошникова резюмирует: «Нарисованная гениальной мыслью картина, останется для науки путеводным маяком».

Космическая точка зрения помогла Циолковскому осмыслить его ракету и найти для нее место в огромном пространстве космического мироощущения. Он говорил: «Многие думают, что я хлопочу о ракете и беспокоюсь о ее судьбе из-за самой ракеты. Это было бы глубочайшей ошибкой. Ракеты для меня только способ, только метод проникновения в глубину космоса, но отнюдь не сама цель…. Моя ракета должна послужить этой космической философии».   У него была своя миссия на Земле. И он выполнял ее так, как удавалось очень немногим. Он понимал, что то, что он задумал, делается не сразу, на это уйдут века.

 Циолковский принадлежит к тем выдающимся личностям, научное и культурное значение которых вырастает с годами. Научный взрыв 20-х годов прошлого столетия много сделал для    понимания тех знаний, которые были принесены К.Э. Циолковским на землю. К.Э. Циолковский первый зажег огонь действительных космических знаний, огонь, который даст человеку через несколько десятков лет возможность, преодолев земное притяжение, на ракете, разработанной им, вырваться за пределы земной атмосферы и увидеть космос таким, как видел его он в своих фантазиях-знаниях.

В заключении Л.И. Шестакова ответила на вопросы слушателей, в процессе возникшей дискуссии.


Возврат к списку

Архив новостей: 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов