Международный Центр Рерихов - Международная общественная организация
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ICOM)
Член Всеевропейской федерации по культурному наследию Europa Nostra
Международный круглый стол «Грани осмысления Живой Этики в научной школе Л.В.Шапошниковой». Репортаж
Людмила Васильевна Шапошникова (1926–2015) – выдающийся ученый, писатель, путешественник и общественный деятель современности, доверенное лицо С.Н.Рериха, создатель первого в России общественного Музея имени Н.К.Рериха, основоположник новой научной школы рериховедения. Оставленное ею научное наследие, разработанные методологические подходы к изучению жизни и творчества Рерихов, разнообразные формы культурно-образовательной деятельности заслуживают сегодня серьезного научного внимания и изучения.
26 июля 2020 года в онлайн-формате прошел Международный круглый стол «Грани осмысления Живой Этики в научной школе Л.В.Шапошниковой». Его организатором выступил Международный Центр Рерихов. Соорганизаторы: Российская академия естественных наук, Кыргызско-Российский Славянский университет, Международная Ассоциация Фондов Мира, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Цель Круглого стола – привлечь внимание ученых к исследованию научного наследия Л.В.Шапошниковой, а также общественных деятелей – к изучению ее опыта в создании общественных организаций (Международный Центр Рерихов, Международная Лига защиты Культуры, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов), к пониманию их значения в развитии общественных форм культуры в современной России.
К участию в Круглом столе были приглашены ученые, аспиранты, студенты, культурные и общественные деятели, педагоги – все, кому близки идеи космического мироощущения.
В работе приняли участие более 200 человек из 15 стран: России, Беларуси, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Германии, Азербайджана, Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Молдовы, Финляндии, Болгарии, Австрии, Испании.
Круглый стол открыл А.В.Стеценко, вице-президент Международного Центра Рерихов. Во вступительном слове он отметил, что Л.В.Шапошникова является выдающимся ученым, популяризатором философской системы Живой Этики и творчества Рерихов. Ее научные труды, затрагивающие целый спектр совершенно новых проблем и методологии исследования, требуют проникновенного изучения и качественно нового подхода.
В адрес Круглого стола поступили приветствия от президента Международного Центра Рерихов Ю.Х.Темирканова; первого вице-президента Российской академии естественных наук Л.В.Иваницкой; ректора Кыргызско-Российского Славянского университета, академика НАН Кыргызской Республики В.И.Нифадьева; и.о. ректора Института стран Азии и Африки МГУ, профессора И.И.Абылгазиева; президента Международной ассоциации фондов мира А.Е.Карпова; руководителя проблемной группы «Русский космизм» Российского философского общества, д.филос.н., профессора В.В.Фролова; д.пед.н., профессора, заслуженного декана Томского государственного университета С.К.Гураль; деятелей науки и культуры, культурно-просветительских и рериховских организаций России и зарубежья.
Прологом к началу работы круглого стола стала литературно-музыкальная композиция руководителя школьного поэтического театра, поэтессы Т.И.Чечиной из Твери.
Вице-президент МЦР Александр Витальевич Стеценко выступил с докладом «Значение общественного Музея имени Н.К.Рериха в осмыслении Живой Этики в научной школе Л.В.Шапошниковой». Он подчеркнул, что «научная школа» – это не только многогранное осмысление философских идей, но и практическое действие, а Л.В.Шапошникова была не только выдающимся ученым, но и человеком действия. Инициированные ею культурные проекты – это воплощение в жизнь философских идей Живой Этики. Уникальность Л.В.Шапошниковой и в том, что ее встречу с С.Н.Рерихом прозревала в своих письмах Е.И.Рерих, которая предупреждала об этом младшего сына. Концепция Центра-Музея имени Н.К.Рериха, утвержденная С.Н.Рерихом, легла в основание создаваемой Л.В.Шапошниковой научной школы, в которой смогли всесторонне развиваться философские идеи Живой Этики и концепция культуры Н.К.Рериха.
Нам предстоит год за годом осмысливать все сделанное Л.В.Шапошниковой, чтобы наполнить глубоким содержанием понятие созданной ею научной школы.
Ольга Александровна Лавренова, кандидат географических наук, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, зам. директора общественного Музея имени Н.К.Рериха по научной работе, раскрыла тему «Книга “Великое путешествие” Л.В.Шапошниковой: систематизация идей Живой Этики и осмысление опыта их воплощения в жизнь». Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха, которую достаточно основательно освещает автор в своей трилогии, – это кульминация жизненного пути Рерихов. Подобно этому эволюционному действию, «Великое путешествие» стало кульминацией трудов Л.В.Шапошниковой, где ее собственный жизненный опыт тесно связан с постижением идей Живой Этики. Именно прохождение по маршруту Мастера и последующее осмысление результатов привело ее к оформлению системы познания Живой Этики в стройную теорию, которая может быть использована современной наукой. Третья часть трилогии, книга «Вселенная Мастера», показывает ее творческий путь от осмысления истории и философии культуры до утверждения неизбежности Живой Этики как вершины процесса формирования космического мышления, сменяющего позитивистское научное мировоззрение.
Сергей Владимирович Скородумов, вице-президент МЦР (Ярославль), назвал свой доклад «В.И.Вернадский и наука будущего в трудах Л.В.Шапошниковой». В нем он осветил научную деятельность Вернадского и на его примере показал те особенности, которые отличают ученого будущего: бескорыстное служение науке, патриотизм, нравственная чистота и другие. Особое значение в жизни и деятельности В.И.Вернадского играло сотрудничество с кругом ученых, его единомышленников, что дало пример организации научного труда как братства. Также своего научного осмысления требует метаисторическое содержание деятельности Вернадского (пророческие сны и т.д.), его прозрение концепции ноосферы.
В докладе «О будущем России в трудах Л.В.Шапошниковой» кандидата культурологи, руководителя ОНЦКМ МЦР Ирины Юрьевны Дьяченко была освещена тема многолетних исследований Л.В.Шапошниковой, связанных с Россией в свете философских идей Живой Этики. Поскольку первая книга Живой Этики открывается словами «В Новую Россию Моя первая Весть», то в своих трудах «Новое планетарное мышление и Россия» (1996), «Град Светлый» (1998), «Великое путешествие» (1998–2005) и других Л.В.Шапошникова размышляет о том, что было связано с этой Вестью, каковы принципы построения нового общества в России и в чем заключается для нее эволюционная неизбежность. Особое внимание обращается на «духовно-энергетический фон», на котором в течение веков формировался национальный дух народа и его самосознание, без чего, по убеждению Л.В.Шапошниковой, невозможно понять Россию ни в ее прошлом, ни в настоящем, ни в будущем.
Анатолий Андреевич Лебеденко, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, зам. руководителя ОНЦКМ МЦР, выступил с сообщением «Образ Ленина в работах Л.В.Шапошниковой». О Вожде русской революции, бердяевского «человека судьбы», Л.В.Шапошникова пишет в книгах «Веления Космоса» (1995), «Град Светлый» (1998), «Сожжение тьмы» (2014) и других. Она рассматривает личность Ленина и его деятельность в России глазами Ф.М.Достоевского, в «противоборстве духовной сытости и духовного голода». Используя методологию Живой Этики, она подробно анализирует истоки развития социальной революции, судьбы ее участников и их противоборство Духовной революции. Сложившийся энергетический поток русской революции, в пространстве которой возникла личность Вождя и развивалось его творчество, был обусловлен глубокими эволюционными причинами. Благодаря этому и смогла блеснуть в пространстве России звезда социального героя – Ленина, о появлении которого упомянуто в Живой Этике как знаке чуткости Космоса.
В докладе «Статьи Л.В.Шапошниковой, посвященные Учению Живой Этики, в сборниках материалов Международных конференций, книгах и журналах»Филипп Валерьевич Саулин, сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР (доклад подготовлен в соавторстве с Эдуардом Антоновичем Томшей, руководителем Санкт-Петербургского отделения МЦР, членом Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга), осветив историю создания Учения Живой Этики, кратко коснулся основных положений Учения, связанных с темой космической эволюции человечества, ее причин и особенностей. На современном этапе развития научного познания огромная роль в продвижении идей Живой Этики, введению их в научный оборот принадлежит Л.В.Шапошниковой, доверенному лицу младшего сына Рерихов – Святослава Николаевича. После знакомства с ним в Индии в 1968 году Л.В.Шапошникова посвятила дальнейшие годы своей жизни и деятельности исследованию научного и художественного наследия семьи Рерихов, приняв предложение С.Н.Рериха возглавить на родине общественный Музей имени его отца. Докладчики изложили суть программных статей Л.В.Шапошниковой и ее аудиолекций, в которых она дала анализ развитию науки и новой системы познания («Наука и Живая Этика», «Космическое мышление и новая система познания», «Энергетическое мировоззрение Живой Этики» и др.), сопроводив выступление презентацией.
В выступлении «Роль синтеза в творчестве Л.В.Шапошниковой по освоению философии Живой Этики»Виктора Васильевича Фролова, доктора философских наук, заместителя председателя ученого совета МЦР, было подчеркнуто, что онтологические корни синтеза как подхода к познанию реальности заложены в понимании целостности системы мироздания, в которую включен и человек. Синтез знаний о человеке и Космосе представлен в философской системе Живой Этики, которая была создана Рерихами в сотрудничестве с Учителями Востока. Л.В.Шапошникова в анализе идей Живой Этики блестяще реализовала свой дар синтеза. Это проявилось, например, при осмыслении ею темы человека и границ его познания. Вклад Л.В.Шапошниковой в разработку этих философских вопросов состоит в том, что она на основе методологии Живой Этики показала, насколько восприятие видимого и невидимого, границ между ними зависит от уровня сознания человека и при расширении границ сознания, развития духовности человек начинает воспринимать реальность более объективно и целостно.
Доклад «Серебряный век в творчестве Л.В.Шапошниковой»Валентины Владимировны Виноградовой, культуролога, педагога, сотрудника отдела развития МЦР, был посвящен исследованию трудов Л.В.Шапошниковой, в которых она осмысливала Серебряный век не только как культурную и историческую эпоху с ее философскими и художественными особенностями, но и как «пространство нового сознания», формирующее ответы на кардинальные вопросы человеческого бытия, совершенствования и преображения человека. Л.В.Шапошникова разработала целостную концепцию метаистории, в которой художественные произведения предстают как отражение процессов космической эволюции. В трудах ученых и философов-космистов: А.Л.Чижевского, В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского и других – Л.В.Шапошникова прослеживала созвучие идеям Живой Этики как квинтэссенции философии русского космизма, раскрывающей основные закономерности формирования космического сознания, эволюции человечества на планете. Труды Л.В.Шапошниковой и наследие философов-космистов, по мнению докладчика, устремляют нас к светлому Граду Культуры, который необходим сегодня, более чем когда-либо, являясь единственным ориентиром на тернистом пути восхождения человеческого духа.
Елена Евгеньевна Корчемкина, сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, назвала свое выступление «Творческое наследие Л.В.Шапошниковой как пример синтетического осмысления Учения Живой Этики». В нем она рассмотрела актуальность трудов Л.В.Шапошниковой в комплексе идей Учения Живой Этики. Эта актуальность связана с более глубоким пониманием Культуры, которую она анализирует, следуя концепции Н.К.Рериха, проблем единения, синтеза (точка приложения которого сегодня тесно связана с наукой), защиты имени и наследия Рерихов и др. Сегодня наблюдается замалчивание ее трудов и клеветнические измышления в прессе, принижение ее значения как деятеля культуры, что налагает на нас особую ответственность. Тем не менее именно она оставила нам пример осмысления и проведения идей Живой Этики в жизнь. Так, докладчик проанализировала труды Л.В.Шапошниковой в контексте исследования ею Живой Этики, осветила отдельные факты ее жизни и деятельности, связанные с воплощением идей Живой Этики, а также реализацию Л.В.Шапошниковой высоких идей в социальной жизни, что выразилось в создании ею общественного Музея имени Н.К.Рериха, проведении международных конференций, издательской деятельности и многом другом.
В докладе председателя Культурного Центра имени Н.К.Рериха Людмилы Ивановны Глущенко (Алматы, Казахстан) «О Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов в наследии Л.В.Шапошниковой» был представлен обзор трудов ученого, в котором с разной степенью детализации рассматривается Центрально-Азиатская экспедиция – ее цель и особенности. Главное, на что обратила внимание Л.В.Шапошникова, – это то, что по Центральной Азии с большой экспедицией прошел ученый, деятель культуры, мыслитель. Внимание докладчика было уделено освещению Л.В.Шапошниковой в своих книгах и статьях («Вселенная Мастера», «Магический мост синтеза» и др.) сложных энергетических процессов, происходивших во время экспедиции, а также их влиянию на последующие исторические события. Подчеркивается значение статей Л.В.Шапошниковой, посвященных экспедиции Н.К.Рериха, как своеобразного комментария к учению Живой Этики.
В докладе «Понятие “Космическая эволюция” в творчестве Л.В.Шапошниковой» магистра культурологии, сотрудника Минского государственного лингвистического университета, члена Белорусского отделения МЦР Татьяны Святославовны Захаровой рассматривается фундаментальная проблема, которую исследует Л.В.Шапошникова в своих трудах на основе идей Учения Живой Этики. Л.В.Шапошникова начинает осмысление космической эволюции, в процесс которой включена планета Земля, с изучения метаисторического смысла Духовной революции в России, которая зародилась в конце XIX – начале XX века, и роли в ней культуры. Исследуя метаисторический процесс Л.В.Шапошникова вводит в научный оборот такие понятия, как «субъект космической эволюции», «объект космической эволюции», «вестники космической эволюции», и посвящает ряд работ изучению формирования четвертого типа мышления – космического. Помимо этого, она исследует метаисторический смысл важных для эволюции миссий ее вестников. Значительное внимание Л.В.Шапошникова уделяла осмыслению метаисторических действий семьи Рерихов, чье научное и художественное наследие несет в себе огромный энергетический потенциал для эволюционного развития человечества и планеты.
Екатерина Андреевна Щусь, магистр искусств, аспирант Рурского университета, сотрудник Немецкого рериховского общества, представила доклад «Краткий анализ исследований Л.В.Шапошниковой в контексте задач и перспектив научного познания с позиции Живой Этики». Автор тезисно рассмотрела задачи, сформулированные Л.В.Шапошникова для развития нового научного познания, что тесно связано с проблемами, переживаемыми в современных гуманитарных науках, где рассматриваются грубоматериальные аспекты жизнедеятельности человека и общества, а духовные аспекты практически полностью игнорируются. Все это имеет тенденцию к постепенному уменьшению их практического значения для общества. В то же время в творчестве семьи Рерихов и Л.В.Шапошниковой широко учитываются и развиваются именно духовные аспекты человеческого бытия, которые вводятся в систему научного познания и имеют свою перспективу в будущем научном мышлении. Докладчик сформулировала задачи, которые ставила в своих работах Л.В.Шапошникова для развития нового научного познания, проанализировала некоторые аспекты и раскрыла некоторые проблемы, связанные с введением новых знаний в широкий научный оборот.
Президент Культурно-педагогического Центра «Белый Город», координатор общественного движения «Педагогика Культуры» Валерий Андреевич Кучеровский (Белгород-Днестровский, Украина), выступил с темой «Философия веры в трудах Л.В.Шапошниковой и ее связь с будущим человечества». В частности, он отметил, что в научной школе Л.В.Шапошниковой значительное место уделяется поиску идей новой педагогики для детей нового сознания, которые, по ее мнению, являются «золотым фондом будущего». На школах-семинарах для учителей в Ленинских горках, Международных конференциях МЦР («Новая эпоха – Новый Человек», 2000; «Дети нового сознания», 2006), а также в научных трудах Л.В.Шапошниковой прозвучала идея о том, что новая педагогика – это педагогика духовной Культуры, а философия космической реальности (Учение Живой Этики) является методологической основой для воспитания и развития детей. Л.В.Шапошникова, как крупнейший исследователь Живой Этики, в своих трудах показала, что эта философская система, представляя богатейшую палитру знаний, причем знаний, соединенных с твердой верой в будущее, а также научной концепцией взаимодействия человека и мироздания, этических открытий, является глубоко педагогичной. Эти аспекты находят свое практическое применение учителями и воспитателями объединения «Педагогика Культуры».
Лейла Штробль, магистр права, президент Австрийского общества Рерихов (Австрия, Вена) назвала свое выступление «Роль женщины в XXI веке», в котором раскрыла социальную и сакральную значимость женщины как матери и воспитательницы новых поколений. Утверждение женщины в общественной и государственной жизни привело к достижению ею высокого уровня свободы и равноправия в мире. Живая Этика возвещает о наступлении в будущем Эпохи женщины, что требует от нее не только больших знаний об окружающей реальности, о связи человека со всей системой мироздания, постижения своего внутреннего мира, особенностей своей природы, но и твердой жизненной позиции, выдающихся примеров, какими являются духовные лидеры-женщины последних веков: Елена Петровна Блаватская, Елена Ивановна Рерих, Людмила Васильевна Шапошникова – наша современница. Автор приходит к выводу: для того, чтобы женщина могла способствовать расширению и утончению сознания народа, она должна прежде всего осознавать, какую космическую силу она в себе вмещает и какую поистине планетарную ответственность несет за воспитание новых поколений.
После выступления докладчиков сотрудник Международного Центра Рерихов Дмитрий Юрьевич Ревякин рассказал об открытии фотовыставки Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера», которое состоялось 14 июля в Международном Центре научно-технической информации.
В завершение работы Круглого стола «Грани осмысления Живой Этики в научной школе Л.В.Шапошниковой» участники приняли ряд решений, наметив дальнейшие пути изучения и популяризации творческого наследия выдающегося ученого, мыслителя и общественного деятеля современности Л.В.Шапошниковой.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент выступления Л.В.Шапошниковой «Космическое мышление и новая система познания» на Международной научно-общественной конференции Международного Центра Рерихов «Космическое мышление – новое мировоззрение XXI века» (2003 год), которым открылся круглый стол.