Культура и мир являются
священным оплотом человечества.
Н.К.Рерих
15 апреля международное культурное сообщество отмечает знаменательный юбилей – 85-летие первого в мировой практике Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, получившего широкую известность как Пакт Рериха по имени его инициатора – Николая Константиновича Рериха, великого русского художника, мыслителя и общественного деятеля.
В историческом пространстве XX века, насыщенном разрушительными событиями двух мировых и десятков локальных войн, международный договор о сохранении ценностей культуры прозвучал как призыв к человечеству о спасении Красоты, одной из главных ценностей жизни. Русский писатель-гуманист Ф.М.Достоевский провозгласил в конце XIX столетия: «Красота спасет мир». Н.К.Рерих развил эту мысль, подняв ее на уровень неотложных задач следующего исторического этапа: «Осознание Красоты спасет», – писал он.
Сегодня существует международное право в сфере охраны культурных ценностей, во всех странах работают специализированные учреждения по вопросам культуры. Словосочетание «защита культуры» вошло в национальные словари. Но научились ли мы сохранять достижения творческого гения? В чем актуальность Пакта Рериха в наши дни? Чтобы ответить на эти вопросы, вспомним, как создавался Пакт и как он пришел в нашу жизнь.
Первые шаги к Пакту были сделаны Рерихом еще в России. В 1903 году Николай Константинович вместе с женой Еленой Ивановной совершил большое путешествие по древним русским городам, во время которого написал более 90 этюдов, запечатлевших облик памятников древнерусского зодчества. Эта художественная серия стала настоящим открытием: на полотнах Рериха перед взором современников предстала яркая самобытность древней русской архитектуры и иконописи. «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего», – написал художник в одном из своих очерков, указав на непреходящее значение культурного наследия для будущего.
Экспедиция «по старине» Н.К.Рериха имела не только художественные и литературные итоги. В 1904 году он изложил выводы по результатам экспедиции в докладе в Русском архитектурном обществе и высказал идею об охране культурных ценностей человечества. Мысль о необходимости специального соглашения по охране просветительских учреждений и памятников культуры оформилась у Н.К.Рериха в годы Русско-японской войны. В 1914 году художник обратился к правительству России и верховному командованию русской армии с призывом обеспечить международную защиту культурных ценностей. В 1915-м с проектом Н.К.Рериха ознакомился и одобрил его император Николай II. Однако начавшаяся Первая мировая война и революционная ситуация в стране отодвинули проблему защиты культуры надолго.
Активная общественная деятельность Н.К.Рериха в защиту культуры продолжилась в странах Европы и Америки. Николаю Константиновичу удалось создать мощное международное общественное движение, которое воспринималось в то время прогрессивными деятелями культуры как исключительно важное действие, необходимое для предотвращения ужасов войны. Идею Пакта поддержали Рабиндранат Тагор, Ромен Роллан, Морис Метерлинк, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, ряд других известных деятелей культуры, науки и политики. В бельгийском городе Брюгге (сентябрь 1931 г.) Н.К.Рерих выступил с предложением о создании Всемирной Лиги Культуры: «Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык. Это не мечтание! Это наблюдение опыта сорокадвухлетней деятельности на поприще культуры, искусства, науки» [1]. Культуру, воспитывающую в человеке гуманизм, Рерих рассматривал как наиболее действенное средство для прекращения вооруженных конфликтов.
Подписание первого международного Договора об охране художественных и научных учреждений, исторических памятников – Пакта Рериха – прошло в Вашингтоне 15 апреля 1935 года. Представители 21 страны американского континента выразили поддержку договору, который был призван защищать объекты культуры и персонал культурных и научных учреждений всех стран как в военное, так и в мирное время. В качестве специального символа договора Н.К.Рерих предложил Знамя Мира – белое полотно и на нем три соединенных круга в окружности большего диаметра амарантового цвета.
Знак триединства художник впервые увидел на иконе Андрея Рублева «Святая Живоначальная Троица», а затем обнаружил на древних памятниках культуры Европы, Америки и Азии. Универсальный символ Знамени Мира, пришедшей из глубины веков, вновь объединил континенты на новом витке эволюции. Тема защиты культуры, Пакта и Знамени Мира нашла отражение на полотнах Н.К.Рериха – «Pax cultura» («Пакт Культуры», 1931), «София-Премудрость» (1932), «Мадонна Орифламма» (1932), «Sancta Protectrix» («Святая Защитница», 1933), «Чинтамани» (1935–1936) и других.
Знамя Мира символизирует единство культурных достижений человечества, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего – «Единство и Вечность», по мысли художника. Н.К.Рерих называл его Красным Крестом культуры, подчеркивая, что «подобно Красному Кресту, Знамя в значительной мере может призывать человеческое сознание к охранению того, что… уже принадлежит не только нации, но всему миру» [2] и вносить «стимул человеколюбия».
Нависший над Европой призрак фашизма, уже угрожал миру развязыванием новой войны. И Рерих спешил сделать все возможное, чтобы предотвратить очередную волну разрушений. Понимая, что никакой договор не остановит военного бедствия, он был уверен, что действия в защиту культуры столь же неотложны, как дипломатические переговоры и усилия правительств. В «Листах дневника» он записал в один из дней 1939 года: «И защитники и нападающие одинаково должны понимать, что исторические города не должны быть местом битвы. Если бы при армиях находились ученые комитеты экспертов, то многое могло быть спасено» [3].
Призывы и предостережения Н.К.Рериха накануне Второй мировой войны, к сожалению, не были услышаны и приняты политическими элитами. Человечество вновь поплатилось миллионами жизней и невосполнимой утратой огромного количества памятников культуры.
В послевоенные годы Пакт Рериха составил основу международной Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В мае 1954 года Конвенцию ратифицировало большинство государств, в том числе Советский Союз.
По-настоящему Пакт Рериха пришел в Россию, когда наследие великого художника было передано в 1990 году его младшим сыном С.Н.Рерихом для создания в Москве Международного Центра Рерихов (МЦР) и общественного Музея имени Н.К.Рериха. Открытый в усадьбе Лопухиных общественный Музей, четверть века работавший под руководством известного ученого-востоковеда, писателя, философа Л.В.Шапошниковой, развернул широкую деятельность по изучению истории Пакта Рериха и популяризации его идей. Экспозиция одного из залов Музея рассказывала об этапах разработки Пакта, его всемирном значении. МЦР организовал международные акции, посвященные Знамени Мира, с участием горовосходителей разных стран. Знамя Мира было поднято на Эльбрус (Кавказ), Белуху, пики Николая Рериха, Урусвати, Святослава Рериха, Юрия Рериха (Алтай), Манаслу и Эверест (Гималаи), Хан-Тенгри (Тянь-Шань); оно было установлено на Северном (1988) и Южном (2000) полюсах планеты. Большим тиражом МЦР выпустил сборник «Знамя Мира», в который вошли письма, статьи и очерки Н.К.Рериха, а также архивные материалы, освещающие страницы истории Пакта. Начиная с 1990-х гг. МЦР провел четыре международных научно-практических конференции, приуроченных к 60, 70, 75 и 80-летию Пакта Рериха, и издал сборники материалов конференций. С 1995 года по инициативе российских и зарубежных общественных организаций 15 апреля, день подписания Пакта Рериха, отмечается как Всемирный день культуры.
Знамя Мира развевалось над территорией общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве до момента его силового захвата в апреле 2017 года, когда с подачи руководства Государственного музея Востока Знамя было спущено с флагштока.
Акт вандализма не остановил деятельность МЦР, направленную на популяризацию миротворческих инициатив Николая Константиновича Рериха. Несмотря на крайне сложные обстоятельства, открытый в 2012 году под патронатом ЮНЕСКО международный культурно-просветительский выставочный проект МЦР «Пакт Рериха. История и современность» успешно продолжил свою работу.
В рамках проекта прошло 100 выставок в 19 странах: Франции, Аргентине, Швейцарии, Уругвае, Германии, Чили, Казахстане, Нидерландах, Киргизии, Узбекистане, Индии, Беларуси, Болгарии, США, Австрии, Латвии, Эстонии, Финляндии, Азербайджане, в том числе в Отделении ООН в Женеве, во Дворце Мира в Гааге, в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в Отделении ООН в Вене, в Парламенте Аргентины. Поддержку проекту оказали главы государств и парламентов, мэры городов, государственные органы зарубежных стран, в которых проходили выставки. Высоко оценили проект Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун, Генеральный директор ЮНЕСКО И.Бокова, Чрезвычайный и полномочный посол РФ А.А.Авдеев, Полномочный представитель президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе В.А.Толоконский и многие другие.
В России, где было проведено свыше 160 выставок, проект МЦР стал крупнейшей общественной инициативой в области сохранения культуры и мира за последние годы. Культурно-просветительский выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» фактически возвратил идеи Пакта в современное социальное пространство и открыл доступ к ним десяткам тысяч людей. И сегодня выставка, посвященная Пакту Рериха, продолжает свой маршрут по российским городам и зарубежным странам.
В XX столетии Пакт Рериха явился эволюционным импульсом, который заложил в сознание мирового сообщества идею о необходимости сохранения культуры – уникальной памяти человечества и основы преемственности поколений. Мировая история не знает второго подобного примера, когда для продвижения идеи защиты культуры и мира были приложены столь колоссальные усилия. Этот великий пример гуманизма заслуживает всестороннего научного изучения не только как опыт прошлого, принесший в свое время благодатные плоды, но и как возможность изменить жизнь к лучшему в настоящем.
«Разрушено человеческим невежеством и восстановлено человеческой надеждой», – в наши дни эти слова Н.К.Рериха звучат еще более актуально, чем в 1930-е годы. Нескончаемые вооруженные конфликты, политические и экономические кризисы, эпидемии, приобретающие масштаб пандемий, первых десятилетий XXI века настоятельно возвращают человечество к Пакту Рериха как единственному практическому пути решения многих мировых проблем. Исторические уроки Пакта актуальны сегодня, как никогда.
По истечении восьмидесяти пяти лет с момента подписания Пакта Рериха факторы угрозы для культурного достояния человечества по-прежнему сохраняются. В огне войн, в техногенных и природных катастрофах, при экономическом освоении территорий безвозвратно гибнут тысячи памятников культуры во всех частях мира. Почему?.. Очевидно, потому что нынешнее понимание культуры неполно и абстрагировано от сущности самой культуры. Нередко культура представляется отвлеченным от человека явлением, соединенным с ним лишь внешними связями. Н.К.Рерих видел и другую, сущностную, грань: в глубине человеческого духа рождаются культурные смыслы и творческие импульсы, берущие начало в красоте космического пространства. Человек-творец с его духовным микрокосмом является источником культуры, и потому забота о нем столь же необходима, как непреложна забота об объектах культурного наследия.
Как убедительно показала в своих трудах крупнейший исследователь рериховского наследия Л.В.Шапошникова, Пакт Рериха стал практическим воплощением целостной концепции культуры, созданной Н.К.Рерихом. Понятие культуры не тождественно понятию цивилизации, считал художник. Культура есть «двигатель» и «сердце» исторического процесса, в то время как цивилизация – социальная материя истории, которая не может улучшаться и развивать более совершенные формы без облагораживающего влияния культуры. Деятельность Рериха по продвижению Пакта Л.В.Шапошникова ставит в один ряд с другими эволюционно значимыми свершениями семьи Рерихов, такими как создание философии космической реальности Живой Этики, Центрально-Азиатской экспедицией, открытием в Индии Института Гималайских исследований «Урусвати». Благодаря рериховской концепции культуры и Пакту Рериха, человечество обрело возможность осознать значение культуры как основы всех социальных построений, ибо именно культура определяет вектор любого социального действия.
В концепции Н.К.Рериха культура в человеческом измерении – культура личности – выступает демаркационной линией, отграничивающей созидание от разрушения. Культурный человек творит, сохраняет и оберегает, а некультурный – уничтожает! Общество, для которого культура – лишь «пирог праздничный» или сфера деятельности определенного госведомства, не в состоянии создать прочный экономический базис и систему социального регулирования, не способно оно защитить и саму культуру, потому что для этого не достает человеческого ресурса – воспитанного культурой широко мыслящего, деятельного гражданина.
Н.К.Рерих отчетливо понимал, как медленно, преодолевая скептицизм, входят в жизнь эволюционные идеи. Парадоксально, но именно ясное по своей сути и доступное для понимания решение зачастую отрицается как неэффективное, невозможное. Из своего многолетнего опыта он знал, что для привнесения основ культуры в жизнь не достаточно только государственных мер и постановлений, требуется поддержка и участие широкой общественности: «Дело Культуры никогда не может быть лишь делом только правительства страны. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле Культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния… Правительственные органы должны сказать сердечное спасибо всем тем добровольцам, которые пожелают вложить вольные и сознательные труды свои в такое большое государственное дело» [4]. Этот тезис, имеющий первостепенное значение для социальной практики, по-прежнему остается за пределами понимания тех, кто несет ответственность за культуру на государственных постах. Примеры последних лет целенаправленного уничтожения общественных форм культуры – общественного Музея имени Н.К.Рериха и десятков других общественных музеев в России, бывшим руководством Министерства культуры подтверждают, что этот важный урок явно не усвоен.
До сих пор остается невостребованным образовательный и воспитательный потенциал Пакта Рериха. А ведь те огромные знания, которые заключает в себе концепция культуры Н.К.Рериха и ее практическое воплощение – Пакт Культуры, способны продвинуть систему образования к достижениям, открывающим совершенно новые горизонты в раскрытии творческого потенциала детей и молодежи. Воспитание в молодом поколении утонченного восприятия искусства, стремления к самосовершенствованию, патриотизма, энтузиазма, трудолюбия, ответственности – это то, что рериховская концепция культуры рассматривает как первоочередную задачу, столь же неотложную, как решение насущных экономических проблем.
И, конечно, миротворческий призыв Н.К.Рериха к сокращению и прекращению войн через утверждение пространства культуры – Мир через Культуру – будет актуален до тех пор, пока культура не станет постоянной нормой личной, общественной, государственной и международной жизни.
Пакт Культуры, как и все, что создавали Рерихи, имеет долгосрочные перспективы, не ограниченные годами или десятилетиями. И сегодня в добрый путь нас напутствуют слова Н.К.Рериха: «Истинно, коротко время! Не потеряем ни дня, ни часа. И возжжем огонь сердца в немедленном претворении в действительность светоносных начал культуры и мира» [5].
1. Рерих Н.К. Привет конференции Знамени Мира // Знамя Мира. Изд. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Международный Центр Рерихов, 2005.
2. Материалы Третьей Международной Конвенции Пакта и Знамени Мира Рериха в Вашингтоне // Знамя Мира.
3. Рерих Н.К. Забота // Знамя Мира.
4. Рерих Н.К. Постоянная забота // Знамя Мира.
5. Рерих Н.К. О культуре и мире моление // Знамя Мира.
Материалы по теме
Пакт Рериха Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (1935)
Публикации
Рерих Н.К. Знамя Мира: Сборник. 2-е изд., доп. и перераб. М.: МЦР, 2005. 644 с.
Рерих Н.К. Статьи о Пакте Культуры и Знамени Мира.
Из писем Е.И.Рерих о Пакте Рериха и Знамени Мира.
Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире // Культура и время. 2005. № 4 (18). С. 40–51.
Шапошникова Л.В. Матаисторический смысл Пакта Рериха // 75 лет Пакту Рериха: Материалы Международной общественно-¬научной конференции 2010. М.: МЦР, 2011.
Шапошникова Л.В. Ученый, мыслитель, художник. М.: МЦР, 2006. С. 170–187.
Публикации о Пакте Рериха.
Материалы международных общественно-научных конференций
75 лет Пакту Рериха: Материалы Международной общественно-научной конференции 2010. М.: МЦР, 2011. 488 с.
70 лет Пакту Рериха: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2005. М.: МЦР, 2006. 424 с.
Защитим культуру. Материалы международной общественно-научной конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха. 1995. М.: МЦР, 1996. 208 с.
Видеофильмы
Пакт Рериха. История и современность. Разрушение Музея Рериха в Москве (2017).
Пакт Рериха. Мир через Культуру (2015).
Актуальность Пакта Рериха в современном мире (2014).
Время собирать камни (2007).
Roerich. Time to gather stones (2007).
Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» (2012–2020)
Сайт Международного Центра Рерихов.
См.также на сайте Международного Центра Рерихов