Новости отделения

01.03.2020

День Культуры 15 апреля 2020 года в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга «Книга - душа образования»



 См.также на сайте День Культуры

«Кому и зачем нужна программа поддержки 
детского и юношеского чтения»

Пояснительный материал

«КНИГА – ДУША ШКОЛ»

Среди общечеловеческих культурных ценностей важнейшая роль принадлежит книге, значение которой переоценить невозможно. По тому, чтóчеловек читает, можно судить о культуре личности. Книга выражает меру духовного развития человека и в этом случае может служить символом культуры и образованности [1]. Для того, чтобы книга заняла достойное место в сознании подрастающего поколения, ее яркий художественный образ должен быть выявлен с новой силой и убедительностью.

По образному определению Я.А. Коменского, «книга – душа школ» (душа – это сущность, самое главное [2]). Особое отношение к книге – как к одухотворенному образу, а не как к средству массовой информации – высказывали многие мыслители, писатели, художники: «милее книги друга нет» (А. Навои); «первейший инструмент развития и насаждения мудрости» (Я.А. Коменский); «зерцало души человеческой», «книга как бы живой организм», «любите книгу всем сердцем вашим!» (Н.К. ­Рерих), и даже вели с ней прямой диалог: «Что ты, книга, можешь дать мне, личности человеческой; каковы твои намерения, цели, какому господину служишь?» (Н.А. Рубакин) – и это не просто метафоры.

Именно как другкнига доказала свою верность за многие годы и столетия, и теперь, в наши дни, проходя проверку, – когда ее теснят электронные средства массовой информации, – она безусловно выигрывает в этой невидимой борьбе, поскольку остается с человеком в любых ситуациях и не зависит от внешних источников питания, обладая самостоятельным энергетическим ресурсом и многими другими преимуществами. Книга – средство хранения и передачи интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей, накопленных человечеством, – не только через содержание, но и через форму. Понимание закономерности этого единства, характерного для книги, создает эмоциональный настрой для её полноценного восприятия – возникает необходимость думать над книгой не только в процессе чтения, но и до него, и после того, как книга будет прочитана [3].

За все это благодарное человечество ей может и должно ответить только одним – приложить все усилия для сохранения ее достоинства.

Чтение книг едва ли не больше, чем все другие процессы восприятия, развивает мысль и воображение, что чрезвычайно важно для развития личности. Другие средства развития творческого мышления, например, аудио-визуальные, таким преимуществом не обладают, ввиду их, в той или иной степени, законченности образа, представленного на суд зрителя или слушателя. Поэтому образ, возникающий в момент чтения книги, несомненно, более значим для формирования культуры мышления. Это будет иметь еще большее значение, если учесть, что культура мысли (подходя к этому с научно-философской точки зрения) есть венец человеческого существования [4].

Кроме того, достоинство книги, представляющей собой единство познавательного и прекрасного, – в ее просветительской, гуманистической функции, в ее художественной ценности. Таким образом, в книге реализуются воедино познавательная, эстетическая и творчески-созидательная функции.

Наряду со значением образа, в классической психологии при анализе процесса восприятия отдается должное и работе чувств: «мысль, заостренная чувством, глубже проникает в свой предмет» [5].

Без утончения восприятия – нет развития личности. Вся культурная сокровищница, так же как и окружающая природа, в распоряжении человека познающего. Каждое наблюдение в природе, каждая тонко воспринятая мысль художника, автора явится возможным основанием для чуткого отношения к действительности, что имеет, в свою очередь, большое общественное значение: это может стать началом духовного выздоровления общества, началом отказа от грубых, насильственных действий.

Направить сознание подрастающего поколения на лучшее и совершенное, воспитывать хороший вкус, переключить внимание от низменного и безобразного к возвышенному и прекрасному – такова самая насущная задача педагога и государственного деятеля, родителей и всей общественности.

Актуальность этой задачи с каждым днем увеличивается в виду натиска «массовой культуры». Сосредоточенная на развлекательной стороне жизни и на проявлении низменных явлений в обществе – антигуманных, беспринципных человеческих поступках и действиях, на уродстве, непристойности и ужасах (показывая человека рабом обстоятельств, не оставляя никакой надежды на освобождение от несчастий), – «массовая культура» фиксирует внимание людей на безобразии (антипод Прекрасного и жизненно важного), предлагает свои, фальшивые, ценности, приучая к потребительству, развивая дурное воображение и навязывая безвкусие. Все это способствует увеличению девиаций (отклоняющегося поведения) в обществе.

Развитие воображения только тогда может принести пользу, когда сознание устремлено к прекрасным образам. Еще со времен Платона известна истина: в воспитании, образовании необходимо направлять «ум от преходящего и низменного к устойчивому и высокому» [6].

В связи с этим, чтение книг, соответствующих этико-эстетическим и познавательным ценностям, приобретает сегодня особую значимость, и забота общественности не случайно направлена на разрешение проблем, возникших вокруг Книги и Чтения. Забота эта должна перерасти в государственную, в противном случае новое поколение людей рискует быть отлученным от Ценностей Культуры, которые призваны служить развитию общества и не должны оставаться без внимания.

 

О КНИГЕ КАК О СОЗДАНИИ ПРЕКРАСНОМ

В последнее время проходит немало встреч и конференций, посвященных чтению и роли книги в жизни общества. Проводятся семинары, создаются Ассоциации и Институты чтения, печатаются научные статьи, разрабатываются технологии работы с книгой и с читателями. Все это не может не радовать. И все же большинство исследователей обеспокоено существующим в обществе положением дел, отстоящим далеко от серьезного подхода к чтению как важнейшему средству познавания и развития личности, от надлежащего, достойного и внимательного отношения к Книге как явлению Культуры.

Между тем, на фоне растущих социальных проблем, в основе которых, как показывают исследования, лежат проблемы мировоззрения, книга приобретает все большее значение, поскольку является наилучшим методом просвещения и донесения до сознания людей, в особенности детей, значения и смысла жизни, осознания того, чтó является целью существования. Если в своих поисках истины человек осознает, что – живем для того, чтобы познавать и совершенствоваться, стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу, – то многие жизненные проблемы будут решаться значительно легче. А когда он устремится к этой цели осознанно по пути Красоты и Культуры, единственно верному и спасительному, то на этом пути ему не обойтись без преданного мудрого друга – Книги.

Именно, воспринимая книгу как живой организм, одухотворяя ее образ, можно в процессе чтения взаимодействовать с книгой и так же, как зритель, созерцающий картину художника, вступать с ней в диалог.

О таком диалоге зрителя с произведением искусства поведал в своей работе «Творческая мысль» известный живописец и просветитель Святослав Николаевич Рерих. Если следовать мысли автора, проведя аналогию книги с картиной художника, можно сказать, что книга как произведение искусства, как бы высвобождаясь от оков физического ограничения, «переносит по ту сторону – в царство Духа, унося с собой в это царство каждого, кто созерцает и размышляет над ней. Это царство, действительно, индивидуальное. Оно говорит с каждым на его собственном языке» [7].

Продолжая аналогию книги и читателя с картиной и зрителем, мы увидим, что читатель, так же, как и зритель, становится со-творцом, а книга, как и картина, – всегда живой для каждого, кто изучает ее. «Пробудить это творческое начало в человеке, – пишет автор статьи, – одна из важнейших и высочайших задач Искусства».

Такое отношение к произведению творчества, в том числе и к Книге, может принести огромную взаимную пользу: Прекрасное служит человеку, и человек поддерживает Мир Красоты. Это особенно нужно учитывать в процессе воспитания и образования. Потому так важно говорить с юным поколением о Культуре и Красоте, направлять их сознание к Прекрасному.

Дети должны знать, что постижение произведений искусства естьобразование, но не развлечение. Давно сказано: «Созерцая прекрасное, слушая прекрасное, мы улучшаемся». 

 

«НЕ РАСКРЫВАЙТЕ СЛУЧАЙНЫХ КНИГ»

 «Милее книги друга нет», – говорили на Востоке. Действительно, книга – друг, но нельзя забывать, что к подбору друзей подходят осмотрительно. И как не приводят в дом первого встречного, случайного человека, так и не должно быть случайных книг.

«Собирая в лесу ягоды, берут только превосходные» – образно и доходчиво сказано о книгах, но что касается произведений «массовой культуры», то здесь больше подходит сравнение с ядовитыми грибами – от них можно и отравиться. Как отмечает народная мудрость в пословицах и поговорках : «Иная книга обогащает, а иная – с пути совращает». «Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет».

Такое явление, как «массовая культура», порождение современной цивилизации, возникшее в обществе в первой половине ХХ века и которое серьезно изучается учеными, должно быть осознанно нашими современниками, особенно учителями.

Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, – говорится в справочной литературе, – сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя (слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию.

Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имиджи) и стереотипы.

В художественном творчестве массовая культура выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособление людей к существующим условиям, конформизм. Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу [8].

К разновидности массовой культуры можно отнести такое явление как «бульварная литература».«Бульварный», – говорится в словарях – значит, рассчитанный на обывательские, мещанские вкусы. Тем самым отмечается, что такая литература отвечает вкусам людей, живущих узкими, сугубо личными интересами, людей, безразличных к интересам общества, государства, всего человечества. В этом – отличие массовой культуры от Культуры истинной. Когда ученые дают такое негативное определение «массовой культуре», они исходят из принципов Красоты и Этики, опираясь на многовековой исторический опыт развития культуры, российского менталитета. Этику и эстетику, прекрасное и нравственное, красоту и человечность принято понимать во взаимосвязи и взаимозависимости.

Как уже отмечалось, чтение играет важную роль в развитии воображения. Именно это нужно учитывать, подходя к выбору книг и рекомендуя что-либо прочесть детям, подросткам, юношеству. То же можно сказать и о работе в Интернете, а также о выборе материалов для просмотра видео-, теле- и кинофильмов. Учитывая их способность сильно воздействовать на сознание, нужно проявлять большую осторожность и бережность в рекомендациях, чтобы воображение не развивалось в сторону безобразия. Необходимо иметь в виду, что воображение требует воспитания, его надо образовывать.

В связи с этим возникает вопрос: как отличить произведения истинной Культуры от подделок, порожденных массовой культурой?

Прежде всего, творения «массовой культуры» в большинстве своем не обладают эстетическим вкусом (т.е. чувством меры, соизмеримостью, художественностью). При этом, учитывая неразделимую связь эстетического и этического начал, необходимо особо отметить и нравственно-этический аспект: массовая культура в своем искажении красоты и истины далека от Этики – она не развивает человека, не учит добру, но предлагает свои – фальшивые – ценности. Это и есть подмена Культуры.

Кроме того, в произведениях массовой культуры вы не найдете важнейших общественных задач – помочь читателю (зрителю, слушателю) в поиске смысла жизни, путей самосовершенствования. Такие творения по своей сути пустые, в отличие от произведений высокого уровня и качества, которые всегда – исследование жизни, познание окружающего мира и где можно найти ответы на жизненно важные вопросы. Большая литература, по определению Салтыкова-Щедрина, «ведает такие человеческие действия, которые заключают в себе известную степень загадочности и относительно которых публика находится еще в недоумении» [9]. Эта литература учит, она возвышает читателя, расширяет его сознание. Это могут быть и художественные произведения, и книги научно-исследовательские, познавательного характера – произведения самых разных жанров. В то время как «чтиво» (так говорят о низкопробных, низкокачественных литературных произведениях, которые, тем не менее, приносят немалый доход их издателям) причиняет огромный вред обществу, поскольку эта продукция – если никто не занимается повышением сознания молодых людей и не учит их, как отбирать книги для чтения, – препятствует их развитию, отвлекает и сбивает их с нужного направления.

Как выйти из создавшейся ситуации, когда на рынке преобладает именно такая литература? Выход один – в воспитании хорошего вкуса, в духовном развитии и самовоспитании, в расширении и углублении сознания – как у подрастающего поколения, так и у самих воспитателей.

В связи с этим, именно педагог и библиотекарь должны быть особенно бдительными в отношении массовой культуры. И научить своих подопечных разбираться – что помогает человеку в его духовном развитии – прямой долг каждого учителя, воспитателя, школьного библиотекаря.

____________________

Предлагаем всем педагогам, кто убежден, что преобразования в обществе возможны лишь путем воспитания человека культуры, напомнить или рассказать школьникам о Всемирном Дне Культуры 15 апреля, «...когда, – по словам инициатора этой идеи, нашего великого соотечественника Николая Константиновича Рериха, – во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ».

 В День Культуры 15 апреля 2020 года с целью возвышения и утончения сознания подрастающего поколения, утверждения книги как культурной ценности предлагается использовать тему «Книга - душа образования».

 

Материалы по теме:

● Пособие для педагогов «Книга - душа образования»

● Особенности школьного Дня Культуры

 

 

 


[1] Культура и культурология: Словарь/ Сост. и ред. А.И. Кравченко – М.: Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – С. 422.

[2] Толковый словарь русского языка: В 3 т. Т. 1 / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. – М.: Вече, Мир книги, 2001. – С. 330.

[3] Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга: основы информационно-библиографической грамотности: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Русское слово, 2018. – 192 с.

[4] Рерих Е.И. Письма. Том 1. – М.: МЦР, 1999. – С. 90.

[5] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.:Питер, 2000. – С. 318-319.

[6] Российская Педагогическая Энциклопедия. – М.: Большая Росс. Энциклопедия, 1999, т.2. – С. 153.

[7] Рерих С.Н. Свет искусства. – М.: МЦР, 1994. – С. 27.

[8] Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. проф. А.А. Радугина – М.: Центр, 1997. – С. 254.

[9] Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч. Т. 13. – Л., Гослитиздат. С. 270.

 См.также на сайте День Культуры

 


Возврат к списку

Архив новостей: 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов